Фотография

Материал из Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску

— Когда я щелкаю иконографом, все получается точно так же. Находишь интересную композицию, бес начинает яростно рисовать, а когда из иконографа вылезает рисунок, выясняется, что в самом его центре красуется твой большой палец.

У меня все полки завалены иконографиями моего большого пальца.

Один из персонажей Пратчетта


Фотография — вид современного искусства, заключённый в запечатлении окружающего мира «на плёнку», в текущий момент яростно и почти полностью оккупированный быдлом. Популярность фотографии заключается в её простоте: купив себе любое устройство, оснащенное камерой, человек автоматически становится как бы фотографом, а всё искусство фотографии заключается в нажимании на одну-единственную кнопку. Ну, вы понимаете, что из этого всего вышло.

Не следует путать фотографию и фотоонанизм. В первом случае — это собственно фотосъёмка (без учёта того, хорошо она получается или отвратительно), во втором — речь идёт о нездоровом влечении к дорогой фототехнике, объективам и прочим статусным быдлодевайсам (примерно как любитель музыки и аудиофил).

Немного истории

8 самых первых фотографий в мире.
8 самых первых фотографий в мире.
8 самых первых фотографий в мире.
Первая фотография, дошедшая до наших дней. 1826 год. Всё возвращается на круги своя.
Первый в мире фотоаппарат. Фото сделано вторым в мире фотоаппаратом. И понеслось…

Фотография существует уже очень давно и появилась аж в позапрошлом веке. При этом служила не только в изобразительном искусстве, но и в документоведении, судебной практике, путешествиях на Луну и прочих интересных вещах, но речь пойдёт не об этом. Самая мякотка начинается с появления цифровой фотографии[1], которая существенно повлияла на мир фотографии в целом — теперь снимки стало можно хранить прямо в переносной памяти, а не на плёнке. С дальнейшим развитием это переросло в основное преимущество цифровых камер, которое все до единого олдфаги зовут недостатком: из-за того, что затраты на съёмку снизились на несколько порядков и экономить плёнку стало теперь незачем, отныне можно было давить пальцем на спуск сколько угодно раз, потом лишь удаляя не получившееся . А ещё фотографии не обязательно стало печатать.

Первые прототипы цифровых зеркалок появились ещё в 80-х годах, а серийные образцы начали продавать в начале 90-х. Снимали они сами понимаете как, но затем заметно выросли в качестве и уже почти приблизились к качеству фотоплёнки 35 мм. И, так как цифровая фотография оказалась очень перспективной, за последние 20 лет она выросла как на дрожжах, стала популярной, и плотно вошла в жизнь широких народных масс. Немаловажно отметить, что в лихие 90-е и на загнивающем Западе фотография резко пришла в упадок: качественную оптику, в отличие от худшей-чем-ЛОМО-мыльницы, не продашь с прибылью 300%, а первые образцы находящих «широкого покупателя» цифровых фотокамер 640x480 без автофокуса и ценой over1000+ долларов появились там в продаже уже на исходе 90-х. Снимки с этих чудес техники записывались на дискеты, CD-болванки, на внутреннюю память объёмом с гулькин хрен или на внешнюю флешку объемом 8-16 мегабайт в случае отсутствия встроенной памяти. Сейчас же, в эпоху потреблядства, почти в любом магазине какой-нибудь техники, кроме разве что садовой, можно увидеть минимум одну витрину, усыпанную моделями современных любительских цифровых камер-«мыльниц», на которые профессионалы смотрят как на говно, потому что реально хорошие и откалиброванные снимки, как считается в широких массах, можно получить только с помощью Охуенно Дорогой Зеркальной Фотокамеры, которая стоит в центре всех фотографических бед, холиваров и предрассудков, и наше увлекательное повествование пойдёт, разумеется, только об этом.

Но это в США. В рашке же, после развала Совка, в те же самые «лихие 90-е», наоборот, наблюдался фотографический бум среди быдломасс. А разгадка проста: в Советском Союзе практически не было сервисов, где плёнку за хомячка проявляет и печатает чужой дядя, плёнку приходилось проявлять и распечатывать снимки самому. И если быдло ещё могло управиться с проявкой чёрно-белой плёнки (окунуть в проявитель, затем в фиксаж, и промыть), то цветную плёнку быдло проявить уже не могло. Да и дефицитная она была шопездец, особенно забугорная, вроде ORWO. Многие олдфаги ещё помнят процесс зарядки плёнки в проявочный бачок в абсолютной темноте, или печать снимков при свете красного фонаря. А с приходом капитализма, совершенно внезапно, в стране, где даже фильмы снимали на некачественную плёнку, внезапно появляется неплохая импортная плёнка таких брендов, как «Kodak», «Konica», «Fuji» и «Agfa» (самым труЪ небезосновательно считалась «Fuji» и «Kodak»), а также минифотолаборатории, где тебе всё проявят и напечатают, главное — плати бабки, причем многие фотосалоны при продаже маркировали плёнки и проявляли их бесплатно, тогда как проявка плёнок из «чужих» салонов стоила денег. Помимо плёнки и фотолабов появляются сперва японские, американские и немецкие, а позднее и китайские камеры типа «Point & Shot», в просторечии называемые «мыльницами» из-за сходства корпуса с одноименным предметом, оснащенные встроенной вспышкой и автоматическим переводом кадра, и процесс фотографирования для быдла свёлся к одному действию: нажатию на кнопку (спуска?) затвора. Лулзов добавляло то, что простые люди часто думали, что на современную буржуйскую плёнку нельзя снимать советскими фотокамерами типа «Смены», «Зенита» и т. п. Как оказалось — вполне можно, ибо тот же самый тип 135, но в СССР экспонометры градуировались в ГОСТ-овских единицах чувствительности (ГОСТ 2817-50 до середины 1980-х и ГОСТ 10691-84 после) и в DIN-ах (немецкий стандарт), что прилично добавляет геморроя фотографу. Ни ГОСТ 2817-50, ни DIN стандарту ISO вообще не соответствуют, ГОСТ 10691-84 к ISO очень близок, но ряд значений чувствительности у него был свой и не совпадал с оным у современных импортных плёнок (как мы знаем, самые ходовые плёнки сейчас имеют чувствительность 100, 200 и 400 единиц, хотя можно найти также на 800 и даже 1600 единиц, а в Советском Союзе плёнки были на 32, 64, 130 и 250 единиц), из-за чего экспопары, справедливые для советских плёнок, с импортными плёнками толком не работали. Здесь же стоит упомянуть, что в советской фототехнике массово применялись селеновые фотоэлементы, которые со временем теряли чувствительность, из-за чего экспонометры начинали врать и выдавали завышенные значения выдержек.
Стоит добавить об ещё одном чуде техники — линейке фотоаппаратов моментальной печати «Polaroid-600» (в этой стране наибольшую известность имела модель «Polaroid 636 Closeup»), где даже не надо нести катушку с плёнкой в проявку и ждать целый день отпечатанных снимков: нажми на кнопку — получишь результат, фотокарточка выезжала прямо из фотоаппарата, уже готовая, отпечатанная, но изображение проявлялось не сразу, а спустя пару минут. Кассеты для «Полароида» содержали всего лишь 10 фоток квадратного формата, стоили как чугунный мост (для справки, совместимые кассеты в настоящее время имеют вообще 8 кадров и стоят слишком уж неприлично дохуя) и довольно быстро портились: через несколько месяцев лежания (кто знает, сколько еще времени до момента покупки кассета провалялась в магазине?) фотоэмульсия меняла свой цвет с серо-белого на коричневый, и карточки переставали проявляться. В настоящее время также выпускается несколько моделей «моментальных» фотоаппаратов, но неоправданно завышенная стоимость самих фотоаппаратов и просто заоблачная цена расходников к этим фотоаппаратам делает их дорогой игрушкой для богатой хипстоты.
Однако, справедливости ради, стоит отметить также то, что в те самые 90-е значительно вырос и рынок качественной фототехники: плёночные Пентаксы, Кэноны, Никоны и прочие Коники заполонили рынки профессиональной и полу-профессиональной фототехники, а вместе с ними и куча новых, недоступных совку, объективов, реактивов, плёнок.
Поэтому 90-е в России — это самый настоящий бум плёночного фото.

На самом деле, хороший, годный снимок можно получить с помощью чего угодно, но кто об этом знает, верно?

Основная статья: Говнозеркалка


Суть

Вот эти цифровые компакты — цветные прямоугольные коробочки с дыркой в них (иногда даже выезжающей) — предмет сведения продуктов индустрии к потребительскому минимуму. Простому человеку их хватит с головой: то, что расположено перед вами в данный момент, эти камеры действительно могут заснять, а что ещё надо? Их параметры для обычных людей измеряются только числом мегапикселей и кратностью зума, в общем, всё поставлено на поток и прекрасно работает. Но, конечно же, элита таким говном не снимает, а элитой, как водится, почувствовать себя хотят все.

Так в чём дело?

Основная статья: Фотоонанизм


Существуют камеры более продвинутого уровня, которые позволяют получать хорошие и качественные снимки, которые вы и видите на обложках журналов, фотовыставках, почти везде. Нет, серьёзно. Но обычному человеку они реально незачем. Проблема появляется, когда обычный человек вдруг об этих камерах узнаёт и хочет стать выше своего окружения. Или просто понимает, что его снимки недостаточно хороши, но ему невдомёк, что они таковыми являются не потому что фотоаппарат плохой, а потому что руки кривые.

Таким образом, индивид заражается мечтой купить себе зеркалку. И, разумеется, их производителями уже давным-давно всё схвачено, поэтому самые дешёвые зеркалки стоят меньше 20 тысяч, имеют минимум кнопок и настроек, в общем, являются такими же мыльницами, только с более внушительным внешним видом и заменяемостью компонентов. Быдло такие покупает, снимает, радуется, внушая себе, что снимки стали лучше и спешит расти творчески и профессионально, накапливая деньги на более продвинутую зеркалку.

Дальнейшее развитие этой болезни печально. Ребята, у кого богатые родители, обвешиваются фототехникой по самое нехочу, искренне полагая, что их снимки от этого станут шедеврами, если уже ими не являются. И если раньше человек с большим фотоаппаратом и длинным объективом говорил о том, что перед вами профессиональный фотограф, то теперь с огромной уверенностью можно утверждать, что перед вами — быдло, которое неизвестно зачем купило себе длиннофокусный объектив в четыре раза дороже камеры.

В этом и заключается основная проблема быдлофотографии: это тот вид искусства, где хорошее мастерство почти всегда соседствует с хорошей и недешёвой фототехникой. И, если, хорошо снимая, можно себе заработать на качественную технику; то и снимая хуёво и располагая деньгами, можно купить себе таковую и думать, что ты при этом типа профессионал. Потреблядство в чистом виде, на котором, конечно, зарабатывают производители техники. За более полным раскрытием проблемы дрочева на фототехнику — в соответствующую статью.

Бида, бида!

И вот к такому всё пришло.

Фотографируют сейчас все, и человека без фотоаппарата найти сейчас очень сложно. А если он без фотоаппарата, то у него всегда есть телефон с камерой, либо оставшаяся ещё с 90-х мыльница (и SCSI-сканер тех же лет) — ака нищебродский вариант.

Когда ещё не существовало социальных сетей, все страшные, безблагодатные и убогие снимки существовали где угодно, но не в интернетах. Впрочем, иногда сие сканилось «у мамки на работе» и размещалось на хоум-пейдже. Но когда появился всеми любимый вконтакт и распространилось цифровое фото, говно хлынуло рекой. Найдя случайного человека и нажав на любой его альбом, можно с почти стопроцентной вероятностью утверждать, что находящиеся там снимки не представляют никакой ценности. Зачем это снимать, если и так все видели? Это надо снимать, потому что просят родственники и друзья издалека. А ещё быдло любит показать уровень потребления — для этого выкладываются фотки с автомобилем, куча никому не нужных фоток из поездок в Турцию, Ебипет и Китай, школовариант — за геймерским компом, непременно со снятой боковой стенкой, чтоб навороты видны были. А вот зачем ТЕБЕ это смотреть, анонимус, это самый неясный вопрос… А чаще всего эт… ПЕРЕХОЖУ НА РУЧНОЙ РЕЖИМ!

Традиционные быдлоснимки

Основная статья: Я и моя сраная кошка


  • Псевдотворчество с ОБВМ.
    • Та же хуйня, сфотканная на плёнку, особо стоит выделить фото с двойной экспозицией на «Смену 8М».
    • 99% Ломографии в целом.
  • Я и мои друзья говнари/гопари в нашем засраном подъезде
  • Портреты в гламурной ретуши, снятые на хорошую технику. Вроде и красиво, но по фотографии портретируемого без подсказки мало кто узнаёт.
    • То же самое, сделанное тупой пиздой на мобилу. В фотошопе накладывается стопицот фильтров размытия и глянца, на большее ТП не способна.
  • Стопицот фотографий автора альбома.
  • «Я на фоне».
  • «Я держу Солнце, я выше Египетских пирамид, подпираю Пизанскую башню (хотя это уже VIP)», и прочее.
    • Самое банальное — «Йа держу невесту!!!111!!!» или наоборот муж под каблуком. Нужен широкоугольный объектив и утопленная «в пол» диафрагма, чтобы в зоне резкости были и жертва, и вампирша в белом платье. Можно использовать «фишай», потому что это семейство объективов как раз имеет огромную глубину резкости даже на открытой диафрагме и гиперфокал начиная уже с нескольких метров. Бонусом дает сильные дисторсии: крутит перспективу (для диагональных) или вовсе превращает изображение в шарик (для круговых) и увеличивает передний план. При желании дисторсии корректируются прямо в RAW-конвертере, но их можно представить заказчику как мегахудожественный приём и ничего не трогать.
  • Портреты с коврами, котами, пистолетом и прочим.
  • Снимки с айфоном в зеркале.
  • Страшные снимки чего угодно на мобильный телефон или ломо-говно.
  • Я и мой (или не мой, но красивый што песдес) автомобиль, алсо, «Я и моя сраная копейка (волга, запор…)».
  • Мои бицепсы/трицепсы/кубики (нужное подчеркнуть).
  • Птичкодрочерство. Фотографии коршунов в полёте, скворцов у скворечников, уток/лебедей в искусственных озёрах, орлов в клетках и т. д., для чего необходима дудка, в смысле телеобъектив, на кропе 70-300 обычно хватает. Туда же и фото кошек на воле, белок в лесопарковой зоне, более крупных лохматых тварей в клетках зоопарка. Всё это — в ясную погоду: дудки для простых смертных обыкновенно тёмные, в сумерках рука дрогнет.
  • Фонтанодрочерство. Съёмка фонтанов (или например мыльных пузырей) в ясную погоду на выдержках около 1/32768 и менее, чтобы капли зависли в воздухе. Или, наоборот, в сумерках или ночью со штатива, на выдержке секунд эдак 8-16 (хотя достаточно и 0.5 секунды), дабы всё размазало как следует. В последнем случае предпочтительна абсолютно безветренная погода. Нечто среднее — неприемлемо: будет «ни рыба ни мясо», на 1/60 будет больше похоже на выброс… кое-чего белого и вонючего, от чего личинки через девять месяцев могут народиться.
  • Цветочкодрочерство. Съёмка цветов крупным планом (и с макро). В случае кустарников — на малой выдержке, иначе ветер не даёт. Даже на открытой диафрагме носит большей частью не художественный, а репортажный характер.
  • Широкоуглодрочерство. Испытания широкоугольного объектива на охват пространства (фотографирование домов из 27 подъездов, мостов, прочей архитектуры с близкого расстояния, ч0ртовых колёс в парках, толп на митингах, интерьеров помещений) и попытка убедить себя в том, будто этот репортажный хлам есть снимки не иначе как высокохудожественные.
  • Закатодрочерство. Опять же иногда нужна «дудка», остальное и так понятно.
  • Железнодорожное дрочерство. Простор для съёмки огромен: пути, локомотивы, тян на рельсах, тян на локомотиве, тян-зацепер, вагоны, станции и прочее, и прочее. Помимо железнодорожного транспорта, фанатьё снимает и городской, но железная дорога тем и отличается, что привлекает не только фотографов-транспортных фанатов, но и вполне обычных.
  • Руинодрочерство. Подвид, согласный прошкандыбать 1500 км в гребеня к остаткам стен всеми забытых церкви/усадьбы/совхоза «Тёмный Светлый Путь»(?) с целью отснять 1500 кадров покосившихся крестов, пустых окон, засратых углов, макро выбитых кирпичей с клеймом Мухосранского Кирпичевысирательного Завода и прочая. Втайне фапает на розовую мечту найти в очередной заброшенной деревне скелет последнего местного жителя в глубине обвалившейся избушки или в её дворе. Порой использует помимо камеры личный внедорожник (или охуевающих друзей с таковыми), в запущенных случаях — кредитопомойку (побочный итог — неизлечимо убитая в хлам подвеска и регулярное застревание в колеях) и в самых запущенных — электричку/автостоп и 25 км в кирзачах по чистому полю с песней.
  • Улицедрочерство. Набирающий популярность жанр «Cтрит». Конечно, при прокаченном скизле фотографа, можно получить красивый снимок улицы, но у 95% получается репортажный снимок ни о чём с кривым освещением, кривыми рожами прохожих и заваленным горизонтом. Вечером, при искусственном освещении, синие и зелёные лица «инопланетян» прилагаются. Зато можно получить в ебало от проходящего мимо гопника с криком: «Ты чё меня фоткаешь, блясуканах!» и в особо удачливом случае, лишиться фотика или флешки/плёнки от него.

Традиционные дефекты снимков

  • Горизонт завален
  • Случайные объекты в кадре
  • Сферическая аберрация (при съёмках селфи или на говнокамерру мобильника). По краям снимка получаются кривые рожи (но это мало кого останавливает). В результате ТП в соцсетях вычисляются по наличию таких снимков в зашкаливающем количестве
  • Вспышка в еблище (+ красные глаза и отвратительно потная морда)
  • Неправильная фокусировка (фотографируемый объект не в фокусе. В фокусе либо деревья за человеком, либо какая-нибудь херня перед ним)
  • Палец на вспышке (половина кадра во тьме, запах жжёного мяса)
  • Кадр смазан (aka «шевелёнка»)
  • Пере-/недодержка (ошибки экспозиции)
  • Объектив залапан
  • Крышечка на объективе (для дальномерных и шкальных фотоаппаратов, преимущественно пленочных)
  • Палец на объективе (ИЧСХ, в цифровую эпоху они всё равно ухитряются его фотографировать)
  • Всё в красно-сине-зелёном «снегу» — обычно дефект наидешёвейших цифромыльниц и почти всегда мобильников, если снимать при неярком освещении, а также хуёвых фильм-сканеров, если сканиурется плёночное фото.
  • Нарушено «правило третей», да так, что на снимке лишь голова «модели», остальную часть снимка занимает небо/земля/ковёр/неведомая ёбаная хуйня
  • Просроченная плёнка (очень нравится хипстерам за искажения цвета, которые они считают «тёплыми, ламповыми», из-за чего многие хипстеры снимают не просто на просрочку, а на Свему или ORWO, а потом ебут мозги в лабе проявщикам с просьбами пустить это говно по C-41 и засрать машину). Помимо искажения цвета присутствует увеличенное зерно (которое на любительских плёнках и так весьма большое) и вуаль.
  • Подзасвеченная плёнка (хипстота тоже очень любит — лёгкие засветы с небольшим позеленением при переводе в позитив превращаются в «ламповые» красно-оранжевые полупрозрачные пятна)
  • Кривая матрица
  • Грязная/пыльная матрица
  • Хуёвый адаптер, присоединяющий камеру к земной поверхности
  • ВСЁ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННОЕ ВМЕСТЕ И СРАЗУ

Драма

Из-за обилия новоявленных «фотографов» с дешёвыми китами, снимки которых по качеству перестали сильно отличаться от снимков профи (технический прогресс, хуле: кнопка спуска затвора всё больше становится кнопкой «сделать пиздато»), журналы стали нанимать новичков с китовыми зеркалками, а профессиональных фотографов увольнять, чтобы сэкономить. Это рождает огромное количество Драмы в исполнении профи о том, какие же мудаки работают в глянце и что жизнь уже не та.

Что нужно знать

Если твои фотографии совпадают хотя бы с одной из вышеперечисленных категорий, то, прежде всего, не надо их высовывать в Интернет! Зачем засирать Сеть? Лучше подумать головой, перестать снимать говно, не засорять сеть своими новыми снимками, а понять, что и зачем ты снимаешь, и какая техника тебе для этого нужна. Конечно, снимать никто запретить не может и можно снимать что угодно и где угодно, но это не обязательно выставлять на обзор всей публике — а то некоторые снимки ведь могут и попасть на Лурк в качестве образцовых иллюстраций. Если захотелось купить себе камеру получше, то…

Если хочется купить фотоаппарат

Хочешь разорить друга - подари ему фотоаппарат[2].

Анонимус

… Подумай: если ты не собираешься делать художественное фото, если ты хочешь снимать свою семью, тян, собачку, кошку, мышку на фоне любимого ковра, то подумай, а стоит ли вообще покупать полупрофессиональную зеркалку? Не лучше ли купить себе велосипед, абонемент в фитнес, проездной на метро и новую куртку, короче, что-нибудь реально полезное? Но раз уж ты всё-таки решил купить фотик, то помни — в сети дохрена статей о выборе камеры 5-6-8-10 летней давности, от которых пользы сейчас никакой — технический прогресс сместил и смешал возможности различных классов фотокамер. На 2017 год дело обстоит примерно так:

Девайсы, снимающие на плёнку

Шкальный плёночный фотоаппарат
 
«Зенит» — советская плёночная зеркалка
«Зенит» — советская плёночная зеркалка

«Зенит» — советская плёночная зеркалка

А это — чехол для него
А это — чехол для него

А это — чехол для него

Серьёзно? Нет, правда… если ты и впрямь решил начать изучать фотодело с плёнки, то тут варианта два — либо ты хипстер, понтующийся своей уникальностью, либо и впрямь решил подойти к делу всерьез и знакомиться с ним, что называется «с азов», либо и то и другое вместе. В любом случае, путь один — пиздуй на барахолку за плёночным фотиком и в продвинутый фотомагазин — за плёнкой. Для начала пойдёт любая любительская плёнка, но лучше всего брать на 100 или 200 ISO. Зато даже самая простая китайская «мыльница» снимает лучше бюджетного смартфона и любого айфона (а плёнкошкальник — лучше большинства смартфонов вообще). Начинать знакомство с плёнкой нужно не с автоматической мыльницы из 90-х, где только одна кнопка, а с советского (или буржуазного, если найдёшь) шкальника вроде «Смена 8М» или «Вилия», стоят они от нихуя до ~500 рублей, а снимать шкальником гораздо интересней, чем мыльницей, и главное — полезней в плане освоения азов — с ним ты узнаешь, что такое «выдержка», «диафрагма», «наводка на резкость», «светочувствительность плёнки» (оно же ISO, и у цифровиков тоже так зовётся) и прочее. Алсо, к шкальнику неплохо бы прикупить экспонометр, а чтобы снимки не выходили расфокусированными (мыльными), то и дальномер не помешает. Кстати, есть и такие шкальники, у котрых на плёнку в 36 кадров выходит аж 72 — например, фотоаппараты серии «Чайка», делающие по пол кадра (если застал диафильмы, должен помнить, как там расположен кадр). Есть ещё забавные гибриды, которые вроде мыльница, а вроде и шкальник, типа «ЛОМО Компакт-Автомат», но из-за хипстеров, цены на это поделие подняли раз в 20. Есть ещё интересные в плане истории фототехники, но бесполезные для обучения, шкальники — полностью автоматические камеры, например «ФЭД Микрон», там нет ручной установки экспопары, поэтому тебе они не нужны, ибо от китайских мыльниц отличаются только более качественным объективом. Забавно, но не только шкальники такими бывают — зеркалка «Зенит-Автомат» из той же оперы.

После покупки на барахолке, обязательно протри линзы, если не хочешь получить «мыльное кинцо» — за 20-60 лет «простоя» они запылились. Кстати, в советское время и 90-е как раз на плёнкомыльницы и шкальники снимали очень много всякой хуйни на фоне ковра — тупо не на что больше было.

После освоения шкального фотоаппарата, можно переходить к следующему этапу — ещё раз пойти на блошиный рынок (или блошиный интернет-рынок, вроде Авито), и купить там плёночную зеркалку: «Зенит», «Киев», «PRACTICA» или что-нибудь импортное [3], качество они будут выдавать достаточно хорошее. Однако, покупая фотоаппарат, которому 20+ лет (первые «Зениты» производились в 50-х: они втрое старше тебя, студент!) стоит четко понимать о риске, на который идёшь: в камере есть пружины, также есть матерчатая шторка, немного пластика, а время ни тому, ни другому, ни третьему не идет на пользу. Как и всему фотоаппарату в целом, в механизмах которого стынет смазка до состояния пластилина. Движущиеся детальки тоже стачиваются. Многие думают, что раз эта техника советского производства, то и работать она будет до пятой мировой, однако, практика показывает, у Зенитов очень часто заедают шторки, в результате чего, на плёнке проявится либо темная, либо засвеченная полоса, которая будет обрамлять твой такой чудесно снятый кадр. Зато оптика попадается даже по нынешним временам весьма годная, и, что интересно, накопленный запас теплых ламповых объективов вполне можно подцеплять через переходники к большинству нынешних цифровиков.
Кстати внезапно можно купить вполне себе новый плёночный «Зенит 122» в комплекте с «Зенитаром» или с «Гелиосом» под байонет К или под М42 по цене цифромыльницы. Впрочем, это, разумеется, уже не тот «Зенит».

Сразу хочется предупредить, что очень вероятно, твои снимки по началу не будут приближаться по качеству даже к цифровой мыльнице, но со временем ты научишься вертеть объектив так, как этого требует случай. И, возможно, плюнешь ты на эти все цифрозеркалки и останешься предан своему «Зениту», «ФЭДу» или может какому-нибудь «Кенону». Ты спросишь: «Ну, купил я пленку, ну, отщелкал, а что дальше? Фотографии распечатываются и пылятся в фотоальбомах?» Анонимус подсказывает, что для оцифровки пленки существуют многочисленные сканеры, дающие красивый пленочный снимок в цифровом виде, а за небольшую таксу (порядка цены бутылки пива) тебе сразу же и оцифруют твоё творение в фотолабе. Важно понимать, что у любительских плёнок крупнее зерно, реальное разрешение таких плёнок в цифре — не более 5 MP, у профессиональных плёнок зерно поменьше, а значит и сканировать их есть смысл с бóльшими разрешениями. Россказни про 30+ MP у плёнки относятся скорее к среднеформатным плёнкам (тип 120), да и то попахивает ЛПП.

Кстати, проявка плёнок и печать фотографий в домашних условиях — интересная вещь! Правда, дома легко справиться только с ч/б пленкой (и то не всякой; существуют монохромные пленки под процесс C-41, которые подлежат проявке в обычной "цветной" фотолаборатории и для обработки в ванной комнате под светом красного фонаря не подходят), цветную дома проявить очень трудно — много реактивов и процессов, требует наличия оборудования, ну и определенной пряморукости тоже, и денег, хотя если снимаешь много, выйдет дешевле, чем проявка в минилабе. Зато твою плёнку не заляпает руками криворукий проявщик или приёмщица. Алсо, в советские времена, были цветные плёнки, которые несложно было проявить дома, но сегодня химию под них давно не производят, как и сами эти плёнки.

Камера в мобильном девайсе

Главный вин в том что в отличие от фотоаппарата телефон-смартфон-планшет всегда с собой, и в ситуации когда забыл дома супер-пупер-навороченный фотоаппарат, выручить таки сможет, да и возможность сразу закинуть горячий снимок в контактик-инстаграммчик прилагается.

Что здесь главное: количество влитого в мобилографию бабла и усилий лучших умов стало приносить плоды и мобилофото таки вплотную подперло сзади «традиционное» фото на мыльницу, практически сравнявшись с ним по качеству. Основная проблема, правда, никуда не делась — матрицы в смарфонах крохотные, оптика никакая, но всё решает внутрикамерная постобработка снимка, точнее — навороченность жопы, из которой растут руки быдлокодеров компании-производителя; в итоге — флагманские смарфоны уже года два выдают вполне годную картинку, и уже более года, как эти фото-технологии нагло пионерятся ушлыми китайцами, кои без зазрения совести впихивают их в дешманские «дуги» и «укители». Вы будете очень довольны, пока не попытаетесь поснимать в условиях низкого освещения: обыкновенно, автомат сперва беспощадно взвинтит светочувствительность, а затем пройдется по кадру агрессивным шумодавом, превратив снимок в зализанное УГ. Слабенькая диодная вспышка лишь подчеркнет всю беспросветную пиздецовость происходящего. Впрочем, заметно это будет лишь при просмотре фото на нормальном мониторе, если же постить фоточки прямо с телефона в контактик, и на этом же телефоне их просматривать — ничего плохого не заметите.

Вышесказанное не относится, впрочем, к легиону рюсско-кхетайских бляджеток типа тексета, иксплея, флая et cetera и к 95% андроидных планшетов: фотографировать дыркой в этих девайсах примерно то же самое, что фотографировать дыркой от бублика и результат будет не сильно отличаться от вышеупомянутой дырки.

Мобильные девайсы с камерой произвели такое интересное явление, как мобилография. Алсо, в инстаграмме весьма популярен хэштэг #iphonegraphy (статья в Википедии), означающий, что шЫдевр был снят именно на яблочную продукцию, хотя камера в яблоках бывает хуже, чем в топовых Андроидах. Благодаря завалам приложений, делающих за криворукого обитателя почти всю работу, а также массовости, мы вполне можем найти весьма качественные и интересные фото. Но, к сожалению, благодаря неуемной любви гламурных кисо к выставлению напоказ всех процессов своей жизнедеятельности, можно перерыть тонны картинок прежде, чем попадется что-нибудь стоящее. Исходя из технических ограничений, накладываемых толщиной корпуса, практически все смартфоны, за исключением одного аппарата от Samsung, имеют широкоугольные фиксированные объективы, пригодные для ограниченного круга задач. В аппаратах подороже в качестве компромисса ставят несколько фотомодулей на разные фокусные расстояния, но и они не могут быть полноценной заменой аппаратному зуму.

Цифровая мыльница

Камеры серии Nikon Coolpix дадут весьма неплохое качество для любителя
сэлфи — это святое

По-прежнему, довольно разумный вариант для съёмки друзей с коврами на фоне котов, но если еще несколько лет назад выбор между фото-мыльницей и фото-мобильником был однозначен, то сейчас — уже не факт, учитывая, что даже в относительно недорогих смартфонах замечены полудюймовые матрицы, что даже чуть крупнее стандартномыльничных 1/2.3", на стороне смартфона — мощные процессоры, навороченный софт с миллионом функций вроде съемки в RAW, длинных выдержек и ручной фокусировки, а также хитровыебанными алгоритмами постобработки, способными грамотно подавить шум и сделать размытие фона, кои в нищебродскую камеру за 50 баксов никто в здравом уме не поставит. Так что фото с дешевой мыльницы может даже проиграть в качестве смартфонному (а он ещё и звонить умеет…), а дорогая мыльница какбэ намекает на соблазн накинуть ещё чуток бабла и купить хоть б/у-шную зеркальную камеру или беззеркалку. На стороне мыльницы же зум-объектив, позволяющий сделать снимок более крупным планом в условиях, когда к объекту съемки невозможно подобраться поближе, и какая-никакая автономность, потому что можно запастить батарейками или аккумуляторами и снимать, не боясь разрядить смартфон. Решайте сами, короче говоря. Если всё же остановитесь на выборе цифромыльницы, то запомните несколько вещей: Во-первых, забудьте про мегапиксели и программный зум. Это происки маркетологов, чтобы обработанный мозг судил о качестве камеры по двум цифрам, которые чем больше, тем камера лучше. И то и другое вам не нужно. Краткий ликбез: мегапиксель — всего лишь площадь выходного снимка в пикселях, и, на самом деле, она никаких полезных свойств в себе не отражает. Современные мыльницы стараются как можно больше растянуть выходное изображение, из-за чего качество получается говном. Можно сказать, что нынешний маркетинг идёт на поводу у потребителей, не учивших в школе физику и желающих приобрести 9000-кратный зум на 103.0 мегапикселя, да чтоб в сигаретную пачку помещался, «чиста как у наманых пасанов».

Часто бывает идиотская ситуация, когда хомячок-фотогубитель покупает камеру с наибольшим количеством мегапикселей, чтобы затем выставить 2-4 мегапиксельный режим исходя из соображений, что таким образом якобы получается самое лучшее качество снимка (что характерно, это не лишено смысла, но работает только в том случае, если установленное разрешение в 4 раза ниже, чем разрешение матрицы и если аппарат умеет снимать сигналы с четверок пикселей как с одного большого пикселя).

Короче: для того, чтобы получить отпечаток 10х15 см (стандартная фотография, которую пихают в фотоальбомы) достаточно 3 Мп; для фотографии, размером с лист А4, хватит 5 Мп. И то, и другое гарантированно заполнят экран монитора. Так что 7 Мп простому человеку хватит с головой. И чем больше показатель мегапиксельности, тем больше вероятности, что выходные кадры будут выглядеть как раз таки хуже. Потому что чем больше этих самых пикселей на единицу площади матрицы — тем сильнее матрица шумит (проще говоря, забивает кадр цветным крупнозернистым «снегом»). Всё это означает, что гнаться надо не за цифрами, а за качеством оптики, так как от неё зависит 80% качества снимков.

Если словосочетание «качество оптики» не говорит ровным счётом ни о чём, а вникать в матчасть лениво, можно просто выбрать аппарат с наибо́льшим диаметром линзы объектива. Её размер (при прочих равных) с высокой долей вероятности говорит о светосиле, то есть о способности камеры получать мало-мальски качественные и несмазанные кадры в условиях недостаточного освещения, а при достаточном — увереннее управлять глубиной резкости.

Зум тоже не особо нужен: чем он меньше, тем в менее освещённых условиях можно снимать. И не забывайте, что львиная доля зума — цифровой, просто растягивающий картинку, а оптический увеличивает угловые размеры предметов за счёт системы линз. Зум увеличивает смазанность снимка при колебаниях фотоаппарата, поэтому нужен штатив. Правда, сейчас в мыльницы поголовно запиливаются разные стабилизаторы (помимо оптического, и сдвиг матрицы, и электронный), и эта проблема не шибко актуальна.

Кучка режимов в такой камере особо ничем не выделяется. Например режим панорамной съемки это самый обычный режим с наибольшим разрешением но с обрезанным верхом и низом, эдакий искусственный 16:9 кроп. Или съемка съемка видео программно сшиваемая в панораму. Кстати говоря, ни одна нормальная камера не имеет встроенной панорамной съемки, потому что на сборку панорам в высоком разрешении ни у одного девайса тупо не хватит ни вычислительной мощности мозгов, ни памяти. Там же, где эта функция все таки есть, размер выходного изображения редко превышает 400—600 пикселей по короткой стороне, что максимум годится для просмотра на экране. Так что если заинтересовала панорамная съемка — делаем серию обычных снимков с перехлестом и курим специальный софт для создания панорам. Ночные режимы съемки годятся только для фотографирования со штатива. Авто режим чуть более чем никакой, так как снимать им хорошо только в ясную безветренную солнечную теплую погоду.

Продвинутый компакт-ультразум

Не путать с «просьюмеркой», о которой ниже. Продвинутый компакт делается так: берётся матрица от мыльницы, запихивается в корпус вида «недоразвитый сынок зеркалки», спереди присобачиваем вот такой выыыыытяяяяяягивающийся объектив — прошу!! Получаем универсальный комбайн, и макро и телевик в одном объективе, чего и от зеркалки хрен добьёшься.

Правда, из-за сверхширокого диапазона фокусных расстояний на широком угле дает дисторсию, то бишь искажение aka «бочка», а на узком имеет очень мелкую дырку, из-за чего аццки мылит и требует особой прямоты рук. Впрочем, отчасти спасает система стабилизации (если есть), которая позволяет снять ту же самую сцену с выдержкой 1/640 сек.

Прочие недостатки — ультразум требует подобающих габаритов, поэтому в задний карман джинсов такую камеру не втиснешь; матрица всё равно маленькая, что гарантирует аццкие шумы на тёмных снимках (давятся программно с разной степенью говняности результата); универсальность не означает, что фотки смогут хотя бы приблизиться по качеству к таким же, но снятым специализированным объективом.

Когда такие камеры только появились, их продавали за сотни нефти как супер-пупер инновацию, но благодаря появлению беззеркалок, о коих ниже, ультразумы заняли подобающую им нишу, чуть-чуть дороже обычных мыльниц. «На заре», то есть примерно в 2001—2005 годах, среди Вась Пупкиных с ультразумом было распространено увлечение — приходить в ясную солнечную погоду в места массовых скоплений людей, незаметно фотографировать их фейсы крупным планом, всё это безобразие выкладывать на местный говнофорум своего квартала или микрорайона (бесплатный трафик). Сейчас статус подобных поступков упал ниже плинтуса — ввиду развития интернет-технологий люди ценят свою приватность вплоть до нежелания видеть себя «подстреленными» без спроса на левых ресурсах, а не только сохранности учётных записей, как было прежде. Потому труЪ-пупкины, независимо от оборудования вплоть до «чуть лучше мобилки», предпочитают действовать иначе — фотографировать объекты с целью фотоотчёта, при этом, напротив, избегая попадания людей в кадр.

Просьюмерка

Технически продвинутая камера чаще всего с матрицей формата от 1/1.8" и крупнее. В отличие от мыльниц, имеет функциональные возможности взрослых камер (настоящая лепестковая диафрагма, башмак под вспышку, куча различных кнопочек и колесиков регулировки, съемка в RAW, тем или иным образом — ручная фокусировка, длинная выдержка, etc). Основное отличие от старших камер — несъемный, хотя и очень приличный объектив. Цена аппаратов данного класса достаточно высока, и порой превышает цену зеркалок и беззеркалок начального и среднего классов. Если ты хочешь поиграться с настройками камеры или просто получать снимки хорошего качества, но при этом на 100% уверен, что тебе не захочется купить «вот этот объектив» — просьюмерка как раз для тебя. Также просьюмерка будет отличным выбором, если ты фотограф-профессионал, тебя задолбало таскать 5 кг стекла ценой в сотни денег в рюкзаке, и ты ищешь камеру на каждый день, которая бы имела привычные настройки, давала снимки хорошего качества, но при этом была относительно легкой и компактной. Самые популярные камеры в этом сегменте - семейство Sony RX100 разных поколений и огромная линейка моделей Canon G-серии, оснащенные дюймовыми матрицами и зум-объективами с хорошей светосилой на широком угле. Также на рынке представлено несколько моделей с матрицами формата APS-C. Тут возможны два варианта: либо относительно компактный корпус и широкоугольный фикс-объектив, либо зум, но крупный корпус и достаточно высокая цена. Про единственную "компактную" модель от Sony с полным кадром скромно промолчим, потому что ее стоимость сопоставима с ценой профессиональных зеркалок и беззеркалок. Не устроила просьюмерка? Читай дальше.

Беззеркалка

Рецепт следующий — берется обычная зеркалка, выкидывается нахрен пентапризма и зеркало, матрицу убираем в компактный корпус, спереди делаем байонет для сменного объектива — прошу! Такой подход, однако, может дать весьма разные результаты, от игрушек, стоящих ближе к цифромыльницам, до йобы, снимающей лучше большинства зеркалок, будучи при этом намного компактнее и — особенно! — легче их.

Нельзя, кстати, сказать, что выкидывание зеркала далось производителям легко.

  • Во-первых, с зеркалом была утрачена отработанная десятилетиями система фазового автофокуса и автофокусировку пришлось делать с чистого листа. Поэтому ранние модели беззеркалок почти всегда наводятся очень медленно, и часто не туда, куда надо. Позже добавили хитроумные фазовые датчики на основном сенсоре и сложные алгоритмы (у Панасоника), но и тут с первого раза не получилось, и похвастаться быстрой фокусировкой могут только самые поздние, и потому дорогие, модели камер.
  • Во-вторых, изменился рабочий отрезок, что похерило совместимость с развивавшимся десятилетиями парком оптики для зеркалок. Существуют примерно две с половиной беззеркалки на зеркальных байонетах, а также кучи разных переходников, но все эти варианты не отличаются хвалёной беззеркалочной компактностью и легковесностью. Кроме того, из-за предыдущего пункта автофокус будет работать очень хреново. Производители вовсю пользуются этой ситуацией, беззеркальная оптика по сравнению с зеркальной стоит намного дороже. Слабым утешением может послужить возможность использовать (тоже, конечно, через переходники, но по крайней мере эти переходники маленькие) оптику от древних дальномерок.
    • Алсо, эксклюзивно для старших моделей Сосони существует йоба-переходник, позволяющий использовать автофокус на этой самой дальномерной оптике. Более того, механизм таков, что на него можно ставить и объективы от проекторов и фотоувеличителей, лишённые своего фокусёра, что в теории позволяет зверски экономить на оптике. Текущая реализация, правда, отличается хлипкостью (быстро ломается при попытках использовать тяжёлые линзы от зеркалок — китайцы, хуле) и невероятной костыльностью ПО. Тем не менее, штуковина крайне интересная по своей сути.
  • В-третьих, электронный видоискатель. Визирование на беззеркалках происходит при постоянно работающей матрице, что означает уменьшение срока работы от одного заряда аккумулятора, а также вызывает повышенный нагрев матрицы, что приводит к увеличению шумов, особенно при съемке в темноте. Сюда же стоит записать временной лаг (задержка между попаданием света на матрицу и выводом картинки на экранчике, чего в принципе нет и быть не может у оптического видоискателя), который у первых моделей беззеркалок был весьма значительный. С другой стороны, ЭВИ может рассматриваться как плюс: в него, в отличие от ОВИ, видно реальную экспозицию кадра, а проблема с зарядом решается банальным пауэрбанком: беззеркалки (не все, но многие) умеют заряжаться по USB.
  • В-четвёртых, охуевшее ценообразование. Даже младшие модели стоят ощутимых денег, старшие же — просто неприлично дохуя. Прибавим к этому вышеобозначенную проблему дефицита оптики и в итоге может получиться, что стоимость беззеркальной системы будет больше, чем зеркальной того же уровня.

Несмотря на эти проблемы, на 2017 год уже можно говорить об уверенной победе беззеркалок в сегменте «на неискушённого любителя», да и всяческих фотокорреспондентов всё чаще можно увидеть с каким-нибудь Олимпусом или Сони. Также беззеркалки нередко используются как бюджетная и вполне качественная замена профессиональным видеокамерам: разного рода ютуберы, как правило, снимают свои высеры именно на них.

Так что в скором времени зеркало уйдёт вслед за плёнкой и дальномером в сегмент «ретро-баловство для богатых хипстеров», sad but true.

Цифровая зеркальная фотокамера

Медведев: Цифра или пленка, Canon или Nicon?
Медведев: Цифра или пленка, Canon или Nicon?
Мнение эксперта о пленке, мегапикселях, размере объективов и других поводах для фапа

Прежде, чем доставать из широких штанин нужную сумму денег, подумайте вот о чём: зеркалка, действительно, за счет своей большой матрицы с широким динамическим диапазоном, большим запасом экспозиции и низким уровнем шумов порвет любую мыльницу с самой хитрой внутрикамерной и постобработкой вплоть до HDR, законы оптики не обманешь, НО… стоит понять, что главное в зеркальной камере вовсе не это, а возможность ставить на неё разнообразные стекла и светофильтры, которые (а вовсе не многопиксельная матрица) и дают на выходе «художественное бокэ», «перспективу», «дымку» и всё прочее, от чего потом ссут кипятком критики на выставках. Чтобы всем этим правильно пользоваться нужно не только (раз!) потратиться на материальное обеспечение, и (два!) потратить нехило времени и сил и научиться правильно пользоваться фильтрами и прочим, но и (три! а по факту самое главное) иметь внутри непонятно откуда берущуюся штуку под названием Талант! Но и среди тех, кто всё необходимое при себе имеет, дай бог один из 10000 выбивается в люди с персональными выставками, путешествиями по всем континентам за счёт спонсоров и продажами работ на аукционах за сумасшедшие деньги, прочие же 9999 талантов так и не поднимутся выше персональной выставки в районной библиотеке, на которую придут родичи-друзья и пара алколыг с раёна.

А теперь подумайте-ка ещё раз: надо оно вам? Качественную репортажку для вконтактика «творческие личности» сейчас прекрасно снимают на айфон или какую-нибудь «лыжу-моторолу». Которые ещё и звонить умеют…

С технической же точки зрения прогресс как таковой практически остановился. Всё, что в этом классе камер можно изобрести, уже изобретено. Поэтому в ход пошло сокращение издержек производства, и младшие (и даже средние) модели зеркалок где-то с начала десятых годов постепенно начали страдать нетортянкой: наипаршивейшие штатные объективы, пластиковые байонеты, сборка «до последнего дня гарантии» и прочая. При этом производители не забывают наращивать мегапиксели и насыщать камеры всяческими техническими новшествами вроде захвата улыбки и режимов сцены, не делающими снимки качественнее, но кагбэ позволяющими повышать цены (и ставить в освободившиеся ниши ещё более упрощённые и удешевлённые модели). Profit!

Умный анон-фотограф таки может прилично сэкономить, подобрав на интернет-барахолке зеркалку выпуска 2007—2010 годов, тогдашнего класса «выше среднего» в хорошем состоянии (такие камеры, которые были куплены ради понта и использовались мало, нечасто, но попадаются), за совсем недорогую цену; при этом, качеством и удобством она будет значительно превосходить современные любительские зер-кал-ки. Добавив к такой тушке какой-нибудь пожилой, но ещё годный объектив из начала нулевых (а то и вовсе парочку совковых фиксов типа Гелиоса, Юпитера или Зенитара), можно получать годнейшие кадры за цену, вызывающую у беззеркальщиков и прочих богатых лохов острые приступы буфогенной асфиксии.

А серьезный, непопсовый подход к конструкции камер окончательно ушёл в профессиональный сегмент рынка. За который хотят вполне профессиональных денег.

Цифровая Среднеформатная Фотокамера

Единственное, но БОЛЬШОЕ отличие среднего формата от обычного — размер кадра. Стандартный пленочный кадр имеет размер 24 на 36 мм и размер матриц самых лучших зеркалок такой же. Однако, размер матрицы СФ может достигать 60 на 90 мм! Под стать ему разбухают и все прочие параметры СФ-камеры (включая и цену, да-да!), превращая ее в здоровенный, тяжелый (и зверски дорогой!) ящик, а фотографа-СФ — в мускулистого качка поневоле. Но оно того стоит, по степени проработки мельчайших деталей, минимуме оптических искажений и низком уровне шумов среднему формату равных нет.

Среднеформатники выпускаются как от общеизвестных брендов, так и от специфических («Hasselblad», «Mamiya», «Phase One» и иже с ними). Помимо собственно камер, эти конторы выпускают цифровые задники, специальные приспособления, позволяющие перевести на цифру старые плёночные системы… Среднестатистическому анону с лурка заморачиваться с этим знанием нет никакого смысла — в жизни тебе даже потрогать такую технику не дадут. Однако же, если вы и впрямь дошли до жизни такой того, что всерьёз способны рассматривать возможность использования среднеформатной камеры, то возможны лишь несколько вариантов:
1) Вы — истинный фотограф-профи, которому нахуй не сдались все луркоморские статейки про фотографию.
2) Вы — тот, кому некуда, да, воистину некуда деть огромные деньги. Можете класть на все ценные указания, вы всё равно купите то, что захотите купить, и будете потом таскаться с этой дурой по модным показам и гламурным тусовкам, как с пафосным аксессуаром.
3) Вы — экс-Президент РФ Дмитрий Медведев. Добро пожаловать на Лурк, Дима! Что характерно, у распиаренной тобой Leica сенсор самый мелкий в среднем формате, но по стоимости, понтам и бонусам к ЧСВ приписать ее больше некуда.

Квадрокоптер с камерой

К фотоаппаратам относится весьма условно, но за последние несколько лет это явление получило очень широкое распространение с появлением на Алиэкспрессе огромного ассортимента квадриков на любой вкус и кошелек и камер к ним. Суть в том, что фотокамера крепится на квадрокоптере, который запускается в небо, и оттуда ведется съемка. Основные темы и объекты съемки: площади с толпами людей (чаще всего это большие народные гуляния на день города или 9 мая, а также санкционированные и не очень митинги), архитектура (улицы, дворы, заброшки и промышленные зоны), суперкреативные снимки, панорамы. Плюсы:
1. Возможность получить действительно интересные и эффектные кадры с необычных ракурсов (зависит от фантазии владельца квадрика).
2. Если освоить съемку и склейку панорам с воздуха, можно действительно неплохо зарабатывать. Так, тур из десятка сферических панорам, собранный за 3-5 дней, может принести столько денег, сколько средний бюджетник получает на руки за месяц, при этом ниша в сфере круговых панорам относительно свободна, в отличие от массового засилья в той же свадебной фотоотрасли (на небольшой город обычно набирается всего несколько человек, которые умеют снимать сферические панорамы; впрочем, в отличие от свадебного фото, заказы на съемку виртуальных туров поступают далеко не каждый день).
Минусы:
1. Квадрик, который может таскать большую и тяжелую камеру, стоит просто диких денег, а им еще надо уметь управлять.
2. Маленькие камеры, предназначенные для установки на квадрокоптер, тоже либо недешевые, либо выдают посредственный результат съемки.
3. Есть огромный риск уронить коптер с прицепленной к нему камерой с высоты в несколько десятков, а то и сотен метров, после чего лить слезы о разбитом вдребезги оборудовании общей стоимостью в несколько тысяч долларов.
4. Квадрик могут невозбранно увести или просто сбить правоохранительные органы, если посчитают, что его запуск несанкционированный. По степени причиненных убытков результат может оказаться близок к предыдущему пункту, ибо возврат дорогого летательного аппарата и камеры может быть тем еще приключением.

Формат RAW

В наше время опцию «съемки в RAW» поддерживают практически все камеры классом выше мыльницы. Многие мыльницы тоже — таки да, и если внимательно прочесть нижеследующее, станет ясно, что сделать поддержку RAW в смартфонах — элементарно, и всеобщим стандартом это не становится лишь потому, что никому «цифровой негатив» с мобильника нахуй не уперся (тут-то и повылазят все детские болезни мобильной оптики, а исправлять их придется уже вручную). Есть опыт получения RAW с помощью инженерки на смартфонах, основанных на китайских MTK-процах, но обработка ни к чему хорошему не приводит — JPEG по каким-то причинам выходит лучше; по всей видимости используются какие-то собственные алгоритмы, плохо совместимые с существующими известными проявщиками RAW. Впрочем, если кто-то захочет пошаманить - полученные в инженерке равы открываем в фотошопе, указываем разрешение, соответствующее разрешению матрицы, ставим глубину цвета 16 бит и тип IBM PC, применяем Filter -> Other -> Custom со значением 64 в центре таблицы (при этом станет видно черно-белое изображение) и сохраняем обратно. Качаем с просторов интернета программу RAW2DNG, правим ее конфиг под наш девайс, указав там необходимое разрешение и выбрав нужный цветовой шаблон (если перепутаете, вместо голубого неба можете получить к примеру розовое). Загружаем туда переработанные равы, перегоняем их в DNG, и можно проявлять в любом конвертере. А для того, чтобы понять, зачем и для чего необходимо переходить на этот формат — стоит понимать, что именно происходит под корпусом ЛЮБОЙ камеры ПОСЛЕ щелчка затвора, но ДО появления на карте памяти готового снимка. А происходит там вот что:

1) ЩЁЛК!!
2) световой поток проходит через линзы и падает на матрицу на период открытия затвора (длительность выдержки)
3) ЩЁЛК!! — затвор захлопывается и начинается главная работа
4) в оперативную память камеры поступает числовой массив, состоящий из величин освещённости, записанных с каждого из многих миллионов разноцветных пикселей матрицы (ибо ничего другого пиксели замерить, по определению, неспособны). Также отдельным блоком пишутся технические данные выдержки, диафрагмы, величины ISO, и прочей хуиты типа даты и времени.
5) полученный файл прогоняется через процессор камеры. Надо сказать, что весит он довольно прилично — до полусотни мегабайт у самых многопиксельных моделей, но после того, как подобно скульптору Родену, фотоаппарат «отбросит всё лишнее» на выходе мы получаем картинку в JPEG весом мегабайта в полтора (если хотите знать ещё и то, что Dr. Жыпег считает лишним — гуглите спецификации и алгоритмы формата сжатия, благо, информации везде навалом)
6) запись созданного файла на носитель
7) PROFIT!

Плюсы RAW, собственно, в возможности выдернуть из кривых лап ИИ фотоаппарата и записать на карту массив сырых данных попиксельной освещенности матрицы, с которыми уже можно делать, конечно, не всё, но гораздо больше и с меньшими усилиями, чем обрабатывая сжатые в JPG кадры.

Недостатков RAW, собственно, три: сырой снимок невозможно сразу же закинуть во втентакль, мордокнигу, жлобоклассники и прочие социалки на радость корешам; при мало-мальски активной съемке вы быстро обнаружите, что ваш фотоархив стремительно разрастается в размерах свыше дохреннилиона гигабайт; ну, и необходимость специального софта при обработке. Расово правильный ответ на первое — и правильно!! На второе два ответа — купите винт побольше и повышайте мастерство, тогда однажды вы внезапно обнаружите, что фотки, от которых вы когда-то ссали кипятком, перешли в категорию «сгодится», а бывшее «сгодится» отправляется прямиком в Корзину, а огромадные талмуды фотоальбомов вконтактика превращаются в десяток-другой снимков «показать не стыдно». (Это не относится к тем, кто сделал съемку источником дохода, этим рецепт один — запасайтесь внешними винтами.) На третье — в любой камере прилагается халявная утилита-конвертер, умеющая то же самое, что и сама камера, но лучше, если же есть желание блеснуть мастерством, но наш ответ для виндузятников — Adobe, для маководов — Aperture, RPP и Darktable, для красноглазиков — RAW Therapy и Darktable, и для умных людей — The Pirate Bay.

Настоящие мастера фотографии снимают в RAW — когда надо!! Перманентно же выставляют в камере режим «RAW only», обыкновенно, начинающие фотографы, не считающие себя начинающими, чем и нагоняют себе ЧСВ сверх всяких пределов, фотографируя в RAW пьянки-копроративы и прочие гулянки, портреты тян, на фоне не ковра, но какого-нибудь куста (типа, отсутствие ковра уже делает фото художественным!), котовЪ и прочий шлак, относящийся к классу «говнофото», от чего никакой RAW не излечит. При этом постоянно мучаются вопросами «куда делось свободное место на винте?» и «когда же мне найти время и обработать все эти залежи?», так как, невзирая на обязательное наличие на компе пиратских фотошопа и лайтрума, о всяческих «action-scripts», «пресетах» и «пакетной обработке» наш герой имеет представление самое смутное. Впрочем, если не просто фапать на лозунги типа «RAW — сила, JPEG — могила!», а на самом деле стараться изучать матчасть, он со временем освоит все эти тонкости, но одновременно с этим, как правило, приходит понимание того, что RAW необходим далеко не всегда (впрочем, как и зеркалка с кучей объективов, как и сам процесс фотографирования).

Супер креатиффная обработка

Большинство нубов считают, что из говна можно получить конфетку, обработав говно в фотошопе. Вообще это в некотором роде так — геометрические искажения, абберации, виньетирование, ошибки компоновки кадра (когда в кадр попадает лишний предмет), дефекты кожи рожи и некоторые другие вещи исправляются фотошопом на ура, в любом случае умеренная коррекция идет фотографии только на пользу. Однако есть еще и «творческая» обработка, после которой по мнению нубов из фотографий получаются неебацо портреты и вообще шыдевры.
1) Черно-белая фотография. Замечено, что использование этого простейшего эффекта увеличивает на 50% количество шыдевров, судя по засилию их в избранных фотоальбомах фотографов. На самом деле снять черно-белую фотографию сложновато. Для нее нужен сильный сюжет, который создает стойкий образ в сознании зрителя, цвета тут и не нужны. Очень часто нубы употребляют такой эффект для портретов и предметной съемки. Потому что лень заморачиваться с какими-то там скинтонами, светом, и так сойдет. Заодно и страшные хроматические шумы с маленькой матрицы мыльницы или телефона, портящие эти тона исчезают сразу.

  • Немаловажно отметить, что чорнобiлая фотография это не просто обращение насыщенности в ноль. Для чего нужны (были раньше) фотографам цветные фильтры? Правильно — корректировать распределение контраста на ч/б снимках, дабы изначально сделать их более выразительными, а не «просто так». Нынче же симуляция фотофильтров при переводе в ч/б есть и в Фотошопе (Adjust -> Black & White…), и во многих иных редакторах, направленных на большее, нежели грубая подрисовка усов или писек неугодным соседям по парте.

2) Сепия. По причинам, описанным выше.
3) Кросспроцессинг. Тотально употребляемый домохозяйками, школьниками и свадебными фотографами эффект «старой цветной пленки». Методов его получения много, а итог сводится к одному: убить как можно красивее баланс белого, в основном чтобы белый цвет желтил, а черный отдавал синевой, хотя бывает и не так. Особенно этим злоупотребляют владельцы цифромыльниц, где из-за узкого динамического диапазона и кривого экспозамера небо «выбивается» в чистый белый цвет (а ветки блядь в чёрный нахуй как ты настройки ни еби). После сабжа оно становится какого-угодно оттенка (обычно желтого), что лучше, чем изрядно надоевшее белое. Довольно часто в комментах к этой фотографии можно увидеть «какие цвета!» или «как это сделать?!!!»
4) Виньетирование. Производители объективов борются с этим эффектом, а «фотографы» очень частенько прибавляют его к первым трем. Это же такое красивенькое затемнение по краям.
5) Эффект поцарапанной пленки, фотобумаги, грязи. Так же часто прибавляется к первым трем эффектам. Причем криво.
6) Софт фокус. Тут все просто — убиваем резкость и делаем фотографии более мягкими. Для тех, кто мечтает о зеркалке с портретными фиксами, но не может себе её позволить, нередко из-за перманентной долговой ямы. Хотя на самом деле, "родной" полтинник 1.8 можно купить за сотню долларов (на вторичном рынке его же можно раздобыть вообще по бросовой цене, главное проверить, чтобы не клинило линзоблок, нормально закрывалась диафрагма, внутри не было грязи, а линзы не были поцарапаны), и до крысиса именно его зачастую приобретали как дополнение к аппарату в китовой поставке. На открытой диафрагме как раз дает тот самый софт-фокус и мягко моет фон, но начиная уже с F/2.8-3.5 по резкости и детализации изображения заткнет за пояс многие более дорогие объективы. Китайский вариант от Youngnuo при заказе с AliExpress обойдется вдвое дешевле, но при этом снимать будет ненамного хуже, чем оригинальное стекло. Опять же, можно сходить на местный блошиный рынок и поспрашивать старые Гелиосы и Индустары, о которых уже говорилось выше. Хипстоте на заметку: ищите Индустар-61 Л/З. Получите в меру светлый и весьма резкий объектив, оснащенный диафрагмой специфической конструкции, дающей на F/8 уникальные в своем роде «шестеренки», а на F/16 - идеальные круги. При этом он еще и неплохой макрушник с короткой по меркам полтинников МДФ и довольно большой глубиной резкости. Из многочисленного семейства Гелиосов настоятельно рекомендуется Гелиос-44 первых выпусков в серебристом корпусе с диафрагмой на 13 лепестков. Почему именно он? Диафрагма из 13 лепестков дает практически идеально круглое отверстие на все диапазоне, линзы отлиты из стекла по немецким рецептам, а синее просветление отражает, собственно, синюю часть спектра, из-за чего картинка будет иметь теплые тона: в общем, все, как мы любим. Но не стоит забывать, что этот объектив очень старый (выпускался в 50-е - 60-е годы), он попадается заметно реже и поэтому стоит заметно дороже (особенно модификация с буквой П в названии), чем повсеместно встречающиеся Гелиосы 44-2, которые выпускали в течение долгого времени все, кому не лень, и качество которых очень сильно зависит от завода-изготовителя и года выпуска. Настоятельно не рекомендуются к приобретению стекла с завода "Юпитер" и объективы поздних лет выпуска. Завод можно определить по значку в форме стрелки, пересекающей плосковогнутую линзу и круг (для сравнения: значок БелОМО изображает склейку из двух линз, а КМЗ - стрелку, проходящую через трапецию; их брать можно), а год выпуска - по первым двум цифрам серийного номера (будет лучше, если попадется объектив не новее 1975 года, потому что в дальнейшем их качество упало; на первых Гелиосах-44 серийные номера начинались с нулей, поэтому в их случае точный год выпуска просто так не определить).

Вывод: эффекты 1, 2, 3 убивают цветопередачу и маскируют шумы, 4 и 6 убивают различия между хорошей оптикой и говном для мыльницы. Если ты, анонимус, любишь пользоваться такими эффектами, или планируешь воспользоваться, знай: зеркалка тебе точно ни к чему. Ибо после такой обработки вряд ли кто-то отличит, чем была сделана фотография.
Пример зашкаливающего количества таких эффектов на одну фотографию можно встретить, например, тут.

Одна яблочная компания заботливо предусмотрела особый сервис (позже появившийся и в андроиде), позволяющий наложить несколько эффектов/фильтров по одному, либо разом на загруженное изображение. Фотогалерея, прилагающаяся к нему, желтит, краснит и винтажит, что многое говорит о «таланте», «высоком» интеллектуальном уровне и «потрясающем» чувстве стиля своих пользователей. Снимающих, как правило, самих себя в зеркале сортира ночного клуба или нямку в очередной псевдогламурной кофейне. Чтоб мама знала, куда каждый день 700 рублей уходят — ага, «мы ж не свиньи чтобы в студенческую столовую ходить, эти заведения нас, обаятельных и привлекательных, не достойны, сами там картонку с кетчунезом рыгайте!»

Базовые рекомендации

Лучшие фотографии не сняты
Лучшие фотографии не сняты
Лучшие фотографии не сняты
  • Забудьте про лозунги <название бренда> — говно/рулез. У каждой конторы бывают как удачные, так и неудачные камеры, объективы и прочее. Ещё раз: бренд не гарантирует ничего. Берите что вам больше подходит по параметрам/нравится/скидка хорошая и т. п. Если со временем поймёте, что не айс — продадите, рынок б/у техники развит.
  • Не гонитесь за мифическими цифрами и показателями. Сами поймите, где сравнивают какие-то сферические данные, и что они вам не нужны.
  • Попросите камеры «на поснимать» у друзей-знакомых, поснимайте хотя бы даже в магазине перед покупкой. Вполне возможно, что рекомендация «профи» на определённую модель вам не подойдёт и именно в ваших руках условный панас будет делать снимки лучше чем сферический сони.
  • Сразу глядите на аксессуары к камере и помните, что выбрав зеркалку какой-либо марки, вы будете наверняка привязаны именно к системе этой фирмы, но вариации все же возможны, так как чужой объектив на неё  не  встанет с переходником.
  • Не понтуйтесь фирменными сумками и не таскайте камеру почём зря. Пиздят/отбирают камеры и скручивают объективы только так.
  • Почитайте «системные» форумы, чтобы понять практические недостатки и достоинства системы (да-да, не камеры, а системы). Есть очень нетривиальные вещи, такие как, например, длинный рабочий отрезок у камер Nikon. К примеру, совковую и старую зарубежную резьбу M42, актуальную и поныне, на Никон честно не поставишь — нужно либо переделывать объектив, дабы его задний отрезок соответствовал заднему отрезку Никона, либо купить переходник с корректирующей отрезок линзой, которая нехило сводит на нет преимущества обьектива. Также на младших тушках Никона не будет работать автофокус с объективами под "отвертку" (исторически сложилось, что мотор автофокусировки у Никона находится в тушке, но сейчас им оснащают только старшие модели). Или лучший пылетряс матрицы у Олимпуса (у остальных они больше для галочки) — для пыльных условий работы очень важно. У Кенона дешевый родной полтинник и короткий рабочий отрезок. У Пентакса полно недорогих и хороших объективов от старых моделей, полностью совместимых с последними цифрозеркалками. Правда, среди последних немало «размерных неликвидов» с неудобными фокусными расстояниями и сравнительно малой светосилой (нечто типа 40-70/3.5-4.5 или 120-160/3.5-4 не редкость), пусть и при весьма неплохой фактуре снимков. В общем, есть о чём подумать.
  • Помните, что к фирменным фотоаппаратам со своими собственными фирменными аккумуляторами нужны такие же фирменные аккумуляторы, которых через 2-3 года может не оказаться в продаже, так как камера снята с производства.
  • Усвойте раз и навсегда правило — фотограф покупает объектив, а на сдачу — камеру.

Если хочется пойти и поснимать

Главное чересчур не увлекаться

То надо просто… пойти и поснимать. Главное, не ленитесь предварительно задействовать скиллы «Мозг» и «Чувство вкуса», а это, кстати, универсально полезный совет. Наводя камеру всегда задавайте себе вопросы, что вы снимаете, как и почему и находите ответы. Думать вообще всегда полезно.

Не уверены, что названные скиллы достаточно прокачаны?? Тогда лучше сначала походите по каким-нибудь сайтам, почитайте статьи и обзоры, чтобы не наснимать говна, заведите себе профиль на нормальном сайте, где оценивают фотографии, чтобы понять, что вы делаете не так и снимать лучше. В идеале — вообще пойти на курсы и научиться делать отличные снимки даже на самых простых фотоаппаратах. Последнее — если вы реально хотите снимать уровнем выше. Но стоит понимать, что это не волшебная таблетка. И если вам лень было даже прочитать инструкцию к камере (и усвоить(!), то вам никакие курсы не помогут.

Если считаете свои скиллы достаточно прокачанными… Как например автор этой правки по состоянию на 2005 год — «вырос» из Minolta Z1, «тесно» в ней стало, мечтавший о RAW, при этом имевший ещё со школы, ДА, со школы, где и азам фотографии даже в катастройку учили, понятия о ручных настройках, то есть не путающий выдержку, диафрагму и чувствительность… Да-да, в 2005 году «погонять» говнозеркалку была ещё та проблема, по причине «илитности» сего продукта. Сейчас же и индустрия полнокадровых камер и «полуторок» постепенно отказывается от традиционного зеркала в конструкции, и доходы населения в $$$ всё же существенно возросли по сравнению с 2005, несмотря на осень 2014 года, в общем — обязательно у хорошего друга или завсегдатая тех или иных встреч зыркало… тьфу, камера-полуторка обязательно будет, и при этом не с говнокитом, а с чем-нибудь интересным новичку, пусть это и дешманский 50/1.8. Если тебе в чём-то стало тесно (не обязательно в пресловутой Z1 за её неактуальностью нынче, но относительной конфигурабельностью по меркам тех времён) — попроси счастливого обладателя камеры сделать пару-тройку снимков в помещении, особенно в режиме A, на ручном фокусе (особенно если автомат говённо работает именно у этого объектива) и с фиксированным ISO. Желательно на свою карту памяти, обязательно где-то завалялась. Всенепременно в режиме RAW с параллельным сохранением внутрикамерного жпега, оптимизацию динамического диапазона которого поставить на максимум. Дабы дома заняться уютненькой «проявкой» RAW и понять какой от него профит. Ощути, что тебе «для счастья» надо. Правильно — слишком много, одним китом да дешёвым полтинником сыт не будешь. Штатив, вспышка внешняя, «кабацкий» (интерьерный) объектив, «суперкит» f/2.8 во всём диапазоне при схожих с пластиковым 3.5-5.6 говном фокусных расстояниях, 50/1.4, 70-300/4-5.6 высокого уровня (стеклянный весом более 700 граммов), возможно ещё и 85/1.4 и переходники на «совок»… Ах, да, для RAW ещё и комп нужен далеко не старый P4… И решай: или сразу всё потянешь, сняв часть заначки, или так и придётся дошираками питаться и усиленно бомбить, фотографируя за деньги женщин или семейные пары в парке с их согласия (о Б-же мой, как это безнравственно) и тем самым выбираться из ямы с грабительскими процентами. Надо сказать, кредитозеркальщиков было немало до осенне-зимнего пиздеца 2014—2015 годов — и над ними женщины вполне справедливо, как и над «тюнингованными» жигулями, смеялись, увидев на объективе как следует прежде заученные циферки (как правило 18-55)/3.5-5.6 (а то и 4.0-6.3), советуя искать дурочек в других краях.

Это интересно

Фотографильщики
Фотографильщики
Они сделали его звездой

Бум зеркалок можно сравнить с недавно прошедшим бумом мобильных телефонов. Всего лишь несколько лет назад трубки, помещающиеся в карман, были действительно редкостью и наличие какой-нибудь определённой уже было роскошью, а владельцы различных мобильников старались себе купить аппарат подороже, камеру в нём получше, памяти побольше, ну и так далее, при этом, горячо обсуждая достоинства или недостатки какой-либо модели или фирмы. То есть, все те самые черты фото-маразма, которые мы видим сейчас. Но, со временем обладание чёрно-белым телефоном или самой понтовой трубой перестало говорить за статус человека, им обладающего; телефоны, те или иные, появились у всех, и, в конечном итоге, большинству стало на них похуй. То же самое сейчас происходит и с зеркалками: каждый пытается купить себе свою, да чтоб покруче и чтобы можно было помахать ею перед коллегами, но когда зеркалки появятся у всех, весь этот ужас сойдёт на нет и закроется в своих узких кругах, где градус неадеквата в сто раз превысит температуру кипения.

И что-то хорошее в этом есть: с приходом мобильных телефонов мы таки можем позвонить человеку, где бы он ни находился; так и с пришествием зеркалок мы будем наблюдать снимки, которые, хотя бы, ко всему прочему, не убивают своим вырвиглазным качеством.

И напоследок

Начинающий фотограф, помни: техника — не главное. Почитай истории успеха современных профи и просто займись уже фотографией.

Продвинутые фотографы и прочие говнокритики с завышенным ЧСВ знайте: любое фото, интересное хотя бы одному человеку, имеет право на существование. Другое дело — публикация. Но это отдельная тема, не суйтесь куда не следует и вы не увидите этих чудовищных кадров. Такие дела.

Инфографика


См. также

Ссылки

Примечания

  1. , ну началось всё ещё со всяких там «Смена 8М» и «мыльничного китайского бума» в 90-х, но тогда никто свои фотки в Интернет не выставлял, хотя в конце 90-х на домашних страницах можно было наблюдать пару-тройку фотографий, отсканированных на работе уже с позитива на стареньком планшетнике
  2. Ещё советская народная поговорка, в Великом и могучем много людей баловались фотографией и сами печатали снимки, дарили обычно саму фотокамеру, например грошовую Смену 8М только что вылупившемуся пионеру, а все остальные акссесуары приходилось покупать самому.
  3. Только не вздумайте отдавать за такой фотоаппарат более 2000 рублей (и то эти деньги стоит платить только за модель с TTL-экспонометром, типа Зенит-12хр, если его нет, цена должна быть от «сколько не жалко» до 1000 р. Объектив должен быть в комплекте, «Зенит» без объектива — не более 300 р.). За цену от 2500 рублей уже можно взять Pentax, Fuji и других японцев + объектив Гелиос-44 от того же Зенита, а иногда и с родным японским объективом. Увы, качество изготовления «Зенита», эргономика и т. п. параметры зачастую сильно недотягивают до такового у японских собратьев, так что платить за него более 1000 руб. можно только если это редкая модель и интересует коллекционная ценность.


Loading comments...