Участник:Ruwshun/Кинорежиссёр

Материал из Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску

Кинорежиссёр — этакое небыдло, делающее кино головой, а на заре карьеры — и руками. Можно разделить на два подвида: профессионалы и любители, каждые по своему меметичны. Профессионалы — понятно чем, любители интересны с недавнего времени, когда с появлением доступных камер пипл принялся предпринимать бесчисленные попытки снимать свои фильмы. Стоит только вбить в поиске вконтактика «режиссер», так сразу же получите тысячи вкусной, легко ранимой еды.

Кто такой

Фон для статьи, чтобы прочувствовать суть.

Кинорежиссер — это прежде всего человек, организующий кучу других людей. Поэтому он должен хотя бы поверхностно разбираться во всех профессиях кинематографа: от актёров до осветителей. В минимальном багаже имеет высшее образование, сотни прочитанных книг — от светотехники до психологии. Мультикласс не проходит бесследно, везде он немного хуже чистого профессионала. Хороший режиссёр имеет прокачанными такие скиллы, как «умение объяснять», «договариваться», «художественный вкус» и другие.

Чтобы понять суть, надо понять, как строятся отношения с другими людьми из команды:

  • Продюсер. Часто именно этот персонаж собирает команду для создания фильма, выбирает сценарий, режиссера, проводит кастинг на некоторые роли. Задаёт определённые рамки для режиссера, например, «покажи сиськи Меган Фокс», «не показывай много крови», «найми Васю Иванова, у него прикольные шутки». Делает он всё это из сугубо практических соображений, потому что знает, какие фильмы срубили много денег в прошлом. Занимается также рекламой фильма, продвижением по фестивалям, кинотеатрам, DVD, TV. То есть это такой же организатор, как и режиссёр, но с уклоном в технические моменты фильма, а не в творческие. Однако, раз он платит, то он и заказывает музыку, он может сказать: «сцена плохая, переснять». Режиссер должен быть немного продюсером, чтобы снимать кино не только для себя, но и для зрителя.
  • Сценарист. Может просто придумать идею, может написать полноценный сценарий. Разные сценаристы пишут с разной степенью подробности, оставляя режиссеру простор для творчества, либо наоборот, ограничивая его со всех сторон. Например, сценарий «Ночного Дозора» всего 18 страниц, в то время как «Обитель зла» занимает 85. Нельзя сказать, какой подход лучше, это очень субъективно, кому с кем комфортнее работать. Считается дурным тоном в сценариях учить режиссера снимать, например, описывать строго где какую камеру ставить. Сценарий сильно отличается от книг тем, что в нём нельзя описывать внутренние переживания героев, только действия и диалоги (если диалогист — не другой человек). Режиссёр должен быть немного сценаристом, чтобы уметь отличить хороший сценарий от плохого, уметь подправить что-то.
  • Диалогист. Подвид сценариста, пишет диалоги. Не все сценаристы в принципе умеют писать естественные и красивые диалоги, поэтому в некоторых фильмах их придумывает и пишет отдельный человек. Режиссёр должен быть немного диалогистом, чтобы уловить фальшь или даже бессмысленность речи.
  • Актёры. Гады с зашкаливающим ЧСВ, особенно если приходят из театра. Режиссёр объясняет им идею сцены, почему они должны говорить слова из сценария. Режиссёр должен знать основы актёрского мастерства, чтобы видеть фальшь, уметь создать образ для персонажа.
  • Художник. Он же дизайнер. Этот товарищ не пишет картины для галерей, зато именно он определяет, как будут выглядеть любые декорации, виды, интерьеры. Режиссёр должен быть немного художником, чтобы снять красиво и избежать киноляпов.
  • Художник по костюмам. Он придумывает, как будет выглядеть одежда каждого персонажа. И если в «обычных» фильмах его задача сводится к простому подбору костюма, то для исторических и фантастических фильмов ему нередко приходится командовать людьми, которые изготавливают реквизит. Также его функция — следить, чтобы костюм соответствовал тому, что описано в первоисточнике (если фильм — экранизация книги или комикса; в сценариях костюмы обычно описывать не принято), а также был исторически достоверен. Режиссёр должен разбираться в дизайне костюмов, чтобы поправить ошибки сценариста, или наоборот, не перевернуть всю его задумку неподходящим костюмом.
  • Оператор. Человек с камерой. Разбирается в объективах и фильтрах. Режиссёр должен быть немного оператором, чтобы понимать, как сделать красивую картинку.
  • Спецэффекты. Режиссёр должен понимать, какие эффекты вообще можно сделать, за какую цену и, главное, зачем.
  • Монтажёр. Склеивает фильм в единое целое. Режиссёр должен разбираться в монтаже, хотя бы для того, чтобы правильно снять все необходимые для монтажа кадры.
  • Быть немного водителем, уборщицей, электриком, врачом режиссёру не обязательно. Но хотя бы начальные навыки в этих профессиях ещё никому не мешали. К тому же, мало ли, что может произойти на площадке и кого в нужный момент будет не хватать…

Резюме. Кинорежиссер — это эффективный творческий менеджер от кино. Неспроста в английском его называют Director, от глагола to direct — управлять, направлять.

Типажи

Именно режиссёров от кино, не рекламщиков, не клипмейкеров, тех, кто отмеряет более 5-ти минут видео.

  • Молодой кинорежиссёр — безбород и в помыслах чист, потому работает над городскими драмами и подрабатывает однообразными постановочными рекламными роликами — то, что не требует вложения больших денег и окупается без риска.
  • Уличный режиссёр — который «сам себе», да и не режиссёр вовсе, использует увиденные в кино приёмы, делает никому не известные короткометражки про друзей и знакомых с деревянными диалогами и сюжетами без бюджета. На крайний случай — артхаус с музыкальной подложкой.
  • Режиссёр-документалист — усталый взгляд, обожженная или отмороженная кожа, редкие седые волосы, за спиной — километры дорог и видеоплёнки, человек-легенда; не многие работают в таком редком жанре и не уходят на что либо более прибыльное. Живёт работой, в вечных командировках и разъездах. Попутно пишет одну-единственную Книгу о том, как делать Кино, по которой будут учить в каком-нибудь национальном Институте кино.
  • Промо-режиссёр — работник бабла и языка, пьян, резв, понтоват, стильно и дорого одет, редко молчит; организует съемку промо-видео для не самых бедных компаний, от ресторанов до банков. На конкурентов смотрит с ненавистью, фантазия и воображение не развиты. Попутно может снимать клипы сисястым и малолетним.
  • Режиссёр коммерческого кино или Телережиссёр — заматеревший промо, уставший от бесконечных фуршетов, ищущий кроме денег чего-то духовного, плюс еще больше денег. Дешевые комедии, сериалы, мелодрамы и «про ребят с улицы, стритрейсеров, боксёров» для тех, кому еще не за 35. Никогда не экспериментирует, работает по шаблонам, ворует идеи. Его продуктом переполнены нынешние телеканалы.
  • Второй режиссёр — заместитель первого, делающий всю неинтересную работу. Работает, когда главный вершит концептуальный замысел.
  • Женщина-кинорежиссёр — нет информации. Существование не доказано. Есть какие-то невнятные высеры, типа школы Германики, например, но чего-то стоящего вроде Лиозновой со своим Штирлицем пока не замечено. А Сурикова с Человеком с Бульвара Капуцинов? А Баскова с Зеленым Слоником?
  • Мэтр кино — стар и сед. Но главное — это его безумный взгляд. Работает в любом, но единственном для себя жанре, с одной съемочной группой и актерами, обычно проталкивая мечты детства. Получившаяся картина может взять десяток призов кинофестивалей, а может быть оплёвана критиками, но ее просмотр — обязателен, поскольку ближайшие 5 лет на фоне остального киноговна ничего стоящего не выйдет.
  • Режиссёр арт-кино — черт знает что такое. Работает для искусства, любыми средствами стараясь зацепить чувственные и зрительные рецепторы. Шедевры получаются, как молоко с огурцами и кокаином — знакомый вид и неожиданная реакция; от блевоты и поноса до слёзной истерики.

Экипировка

Внимание!

Эта статья или раздел полны стереотипами чуть более, чем наполовину.
Скорее всего, это сделано исключительно для лулзов. Хотя если подумать

КинорежиссёрЪ никогда не выходит на свой боевой плацдарм без соответствующего, внушающего трепет и уважение обмундирования, ставшего уже стереотипом и вызывающего стойкие ассоциации с профессией. Опять же, по этим внешним признакам режиссёраЪ можно найти в киностаде. Итак, атрибуты сабжа, выделяющие его при работе на съемочной площадке средь киношной толпы:

Большое кино
  • Борода. Признак великовозрастной матёрости и опыта, а также вечного отсутствия личного времени — «всё для искусства»;
  • Хвост — волосы на затылке, собранные резинкой, имеют характеристики и назначение бороды. Как бы говорят, что носитель имеет особо фантастическую фантазию.
  • Кепка/бандана/берет/ковбойская шляпа/лысина — головной убор определяет жанр снимаемого шедевра (одел армейскую выцветшую кепку или тюрбан — и вот уже ты сымаешь кино про Индиану Джонса где-нибудь в пустыне, напялил платок с черепами — вот ты ставишь разборки майамских и ню-йоркских уличных банд), причём обладатели лысины встречаются всё чаще в России. Тенденция?
  • Очки — тут их наличие оценивается двояко: либо показатель опыта (если они медицинские), либо характеризуют небывалой величины крутость и наплевательство на мнение окружения (если солнцезащитные брутально-чорные «терминаторы»). В круглых очках — только Тарантино. Молодой режиссёр очков не носит;
  • Мегафон/рупор — электромеханическое устройство для «орать» коронных кинофраз, таких как «Тишина на площадке!», «МОТОР!» или «Разбудите этого уёбка, который суёт микрофон в кадр»;
  • Распальцовка — способ замера кадрового пространства, чем она шире — тем круче используемый формат и дороже киноаппаратура. Телережиссёры распальцовку не используют, поскольку показывать нечего и денег нет, фотографы используют из зависти и понтов.
  • Режиссёрское кресло — складной стульчик с надписью «Director», персональный олимп кинобога. Нередко под зонтиком от солнца, рядом столик с напитками и сексапильная девочка-хлопушконосица. Даёт +100 к ЧСВ, −20 к усталости, +50 к понтам, возможность драматично вставать и садиться. И вообще, показывает всем, кто тут главный. Если кресло пустует — режиссёр отлучился со своего трона для вваливания пиздюлей отличившимся. Только у ген. продюсера может быть более понтовый стул, но его нечасто встретишь на площадке.
  • Хлопушка — предмет фетиша, оставшийся со старых времен, когда по ней синхронизировали звук и видео. Ведь по щелчку это сделать гораздо проще, чем потом по губам подгонять речь. Хлоп! и стадо на съемочной площадке обращается вовсе даже в актёров и начинают творить Великий замысел. Кроме этого, на хлопушке написана информация о снимаемом материале. Используется и хранится сей девайс в едином экземпляре на протяжении всех съемок и даже после, служа предметом культа и поклонений. При её утере съёмщиков разгоняют, материалы сжигают, неизрасходованный бюджет просаживается кинобогом, затем весь процесс киносъемки начинается с нуля.

Чем меряются

Кинорежиссура, как и любая деятельность, предполагает фаллометрию. Однако деятельность эта творческая, поэтому объективных критериев успеха нет и быть не может. Поэтому сложно ответить на вопрос: «кто круче: Лукас или Кэмерон?». Но очень хочется. Один создал культовое кино и целую вселенную, у другого самые кассовые фильмы в истории и 11 оскаров у Титаника. Что же лучше? Решать тебе. А артхаусное небыдло вообще скажет: «оба хуйня, идеал — Дэвид Линч с Eraserhead'ом». В общем, всё это субъективно, но всё-таки попробуем определить, чем принято мериться:

  • Оскары. У кого больше, тот и король. Причём понятно, что Оскар за «лучший фильм» котируется выше, чем за «Лучший звук».
  • Золотая пальмовая ветвь и прочие награды фестивалей категории А. Всего таких фестивалей 13, у каждого своя точка равновесия между артхаусом и блокбастером.
  • Сборы в прокате, реже — отношение полученных денег к затраченным.
  • IMDB — Internet Movie Data Base. Народное голосование, свободное от кумовства и вбросов, дающее на выходе довольно объективный рейтинг.
  • MTV Movie award — пародия на Оскар, победители определяются голосованием на сайте, поэтому это скорее рейтинг среди американских подростков.
  • Культовость™ — это когда фильм порождает целое движение или даже религию (напр. Джедаизм). Есть такие списки культовых фильмов, да.
  • Отзывы кинокритиков — очень странная вещь, которой и мериться то сложно, однако тысячи журналов ежегодно печатают свои рейтинги. Чаще всего — субъективное мнение членов жюри, но приятно ведь оказаться на первом месте хоть где-то.
  • Духовность, народная любовь и т. д. — несуществующая хуйня, которую невозможно выразить численно, оправдание некоторых режиссеров, неспособных завоевать награду поприличнее.

Профессиональное кино

История кинематографа

 
Эффект присутствия, который и не снился Аватару.
Броненосец Потемкин
Броненосец Потемкин
По этой сцене до сих пор обучаются режиссеры во всём мире.
12 разгневанных мужчин, классика кинематографа 1957 года выпуска, занимает 6-ое место в рейтинге IMDB.

В 1891 году Эдисон запилил кинетограф, а в 1895 Люмьер — кинематограф. На разницу всем похуй, важно другое — в те времена не умели делать длинную тонкую плёнку и фильмы были ограничены по длительности парой минут. Естественно, ничего серьёзного тут не снимешь, ну и отношение к кинопроизводству было соответствующее, на уровне циркового номера. Снимали преимущественно документалки.

Технология не стояла на месте, подняв порог длительности аж до 20-30 минут к 1920-м. Начали котироваться игровые фильмы, особенно комедии. Практически все — немые, под аккомпанемент пианино… А потом в кино пришли они, евреи. Хотя это до сих пор точно не известно, но многие считают Чарли Чаплина таковым. За подробностями в соответствующую статью. Дисней открывает свою компанию, рисует Микки Маусов. В 1925-ом Эйзенштейн рвёт шаблоны, показывая красный флаг в «Броненосце „Потёмкин“». Ага, вручную, карандашиком раскрашивал каждый кадр на плёнке. Фильм знаменит также сценой расстрела на лестнице, которая стала классической и демонстрируется в 95% киновузов в качестве учебного пособия. Кроме него, можно выделить фильм «Чапаев».

Примерно в то же время люди от политики сообразили пихать пропаганду в кинематограф. Тут тебе и Ленин с его «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», и Дядя Сэм, и Адольф, и англичанка, и француз. Стали снимать преимущественно смехуечки и поцреотизм, кино перестало быть только авторским, для многих режиссеров кончилась эра «снимаю, что хочу». Началась «снимаю, что требуется продюсеру». Отдельным фактором такого перехода можно назвать великую депрессию в США: киношники, не желающие снимать по заказу, умирали с голоду уходили из профессии. Конечно, снимались и драмы, и ужасы, и вестерны, и даже мюзиклы, но всё это было с налётом трэша и угара. Хичкок уже снимает триллеры, но до расцвета его карьеры ещё далеко. Окончательно оформляются законы жанров.

Дальше случилась война, что не могло не наложить отпечаток на общество вообще и на режиссёров в частности, а также обеспечило кинематограф сюжетами на сто лет вперёд. В Голливуды понаехали Хичкоки и Монро. К 60-м годам снимают все классические сюжеты, заканчивается эра классического Голливуда. У нас, в основном, заняты восстановлением страны, отвоевавший Гайдай поступает в киновуз. Есть знаковые общепризнанные фильмы типа «Летят журавли», но нельзя сказать, что снимали много хорошего, кинематограф зажат рамками цензуры. В Индии окончательно оформляется индийское кино с групповыми плясками, снимается большинство локальных винраров.

Наступают 60-е, что порождает так называемый Новый Голливуд в США, Французскую новую волну, Комедии Гайдая у нас, итальянский неореализм и т. д. Суть в том, что по классическим сюжетам и классическими приёмами было уже всё снято, и нубам, чтобы прославиться, приходится либо долго совершенствоваться по классической школе, чтобы превзойти старпёров, либо придумывать свои фишки, отходить от канона. Вообще, 60-е — довольно таки своеобразное время: Sex, drugs, rock-n-roll, хиппи, Хрущёв вместо Сталина и т. д. Естественно, всё это накладывает отпечаток на творчество, царит атмосфера своеобразной свободы. В мире появляются независимые фильммейкеры, не обремененные давлением продюсеров и потому вольные экспериментировать.

Вся эта вакханалия заканчивается выходом на экраны фильмов «Челюсти» в 1975 и «Звёздные войны» в 1977. ВНЕЗАПНО оказалось, что на фильмах можно рубить бабло, а не только нести доброе и вечное.

80-е характеризуются становлением Голливуда таким, каков он описан в соответствующей статье, киноштампами, мордами Шварцнеггера, Уиллиса, Сталлоне. Массово используются видеомагнитофоны, см. также Фильмы на VHS. У нас снимается большинство винраров, которые принято вспоминать, когда защищаешь на форумах отечественный кинопром: поздний Гайдай, Шерлок Холмс, Три мушкетёра и так далее. Кроме фильмов, у нас делают кучу винрарных мультиков, таких как «Ёжик в тумане», «Карлсон», «Жил-был Пёс», «Летучий корабль» или «Бременские музыканты». Под луной формируется аниме, как отдельный жанр. Фильмы 90-х, по понятным причинам возвращают трэш и угар, в общем-то убивают наш кинематограф.

Интересные личности

Режиссеров тысячи, не хотелось бы писать тупую спискоту, остановлюсь на значимых:
Олдскул:

  • Константин Сергеевич Станиславский — ввёл мем «Не верю», чем невозбранно троллил окружающих. Придумал систему обучения актёров, которая многими используется до сих пор. Преимущественно работал в театре, что не умаляет его значимости для кино.
  • Чарли Чаплин
  • Уолт Дисней
  • Сергей Михайлович Эйзенштейн — определил многие законы кинематографа, часто интуитивным путём. Написал несколько книг на эту тему. Вообще, до него не было такой базовой вещи, как последовательный монтаж двух разных кадров, то есть это он придумал, что если сперва показать мужика, смотрящего вверх, а потом уточку, то все поймут, что мужик смотрит на уточку. В театре такого не было.
  • Лев Кулешов — режиссёр-экспериментатор, ниспровергатель театральных законов в кино.
  • Альфред Хичкок — известен широкому кругу эффектом «втягивания фона», сценой ножа за занавеской под соответствующие скрипы(«Псих»). На самом деле, научил этот мир снимать триллеры.

Нью вейв:

  • Клайв Баркер
  • Эд Вуд
  • Леонид Гайдай
  • Стэнли Кубрик — «Заводной Апельсин», «Сияние», «Цельнометаллическая оболочка», «Космическая одиссея 2001 года» и прочие винрары.
  • Серджио Леоне — «Долларовая трилогия», «Однажды в Америке». Подарил миру Клинта Иствуда и Энио Морриконе.
  • Дэвид Линч
  • Монти Пайтон — группа комиков.
  • Мартин Скорсезе — снимал о том, что видел вокруг себя. В результате имеем приличное количество фильмов о мафии в различных ее проявлениях. Также отдельного упоминания достоин его «Таксист». Раскрыл талант Роберта Де Ниро. Ныне главный актёр — Лёня Ди Каприо. И не имеющие к мафии, но всё равно шикарнейшие фильмы, такие как «Авиатор» и «Остров Проклятых».
  • Андрей Тарковский — знаковая личность в кинематографе этой страны, фильмы которого пропитаны СПГС чуть более, чем полностью.

Современные (Фамилии в алфавитном порядке, алфавит можно посмотреть здесь[1]):

  • Тимур Бекмамбетов — начинал с доставляющей рекламы «Банка Империал» и «Альфа Банка», снял «Дозор», свалил в Голливуд, где успешно сделал «Особо опасен».
  • Уве Болл
  • Фёдор Бондарчук
  • Братья Вачовски — с недавнего времени не братья, сняли Матрицу, всё остальное творчество — условно доставляющие боевики (хотя «Ниндзя Убийца» можно считать неплохим фильмом).
  • Мэтт Гроунинг — художник мультиков руками, запилил Симпсонов и Футураму. Не ясно, насколько можно его считать режиссером, но влияние на кинематограф оказал.
  • Гильермо Дель Торо — Человек у которого одинаково хорошо получаются и красивые но страшные сказки (даже взрослые кирпичами срут), так и крышесносящие боевики. «Приют», «Лабиринт Фавна», «Блейд» второй ну и «Хеллбой» есссна. А ещё у него зачётнейшие фрики в фильмах.
  • Питер Джексон — «Властелин колец», «Район № 9» (подарил миру Блокмампка), перезапуск «Кинг Конга», «Милые Кости» и «Brain Dead» же!
  • Роберт Земекис — Назад в будущее, Лесной Болван, Кто подставил кролика Роджера.
  • Братья Коэны — Большинство знают их по винрарнейшему «Большому Лебовски», но прославились они, снимая фильмы в почти забытом жанре трагикомедии. Остро рекомендуются к просмотру (помимо Лебовского) «О где же ты Брат» (самая позитивная их картина), «После прочтения сжечь», «Старикам тут не место», «Железная Хватка» «Фарго».
  • Саша Барон Коэн — ни разу не режиссёр, только сценарист и продюссер накрайняк. Это если рассматривать с точки зрения, описанной в разделе «Кто такой». Но у подобных комиков не совсем типичный подход к съёмке, несомненно он определял, как должен выглядеть Борат или Диктатор, то есть делал определенные функции режиссёра, хотя и не руководил «группой». Чем-то напоминает Чаплина, тот тоже формально не режиссер, а актёр.
  • Джеймс Кэмерон
  • Джордж Лукас — Звёздные войны, Индиана Джонс (больше сценарий, режиссер скорее Спилберг), Уиллоу
  • Майкл Манн — мастер криминальных драм и экшена. Практически второй Скорсезе, с большим упором на действие. Любить и ценить рекомендуется такие фильмы как «Public Enemies» (Джонни Д) и «Соучастник», ибо шедевры. Также следует отсмотреть скучноватую, но заслуженно культовую «Схватку».
  • Никита Михалков
  • Кристофер Нолан
  • Алекс Пройас — Один из немногих режиссёров у которого получаются атмосферные декорации (язык их так назвать не получается). Также оперирует (мастерски) высокими материями, с уклоном в своеобразный, фантастический-фентезийный нуар. Снял оригинального «Ворона», «Тёмный город», «Я робот» и «Знамение».
  • Эдгар Райт — один из немногих современных англичашек, умеющий снимать действительно хорошие и смешные фильмы: «Автостопом по галактике», «Скотт Пилигримм против всех», Hot Fuzz, Shaun of the Dead и др.
  • Гай Ричи — «Карты, деньги, два ствола», «Револьвер», «Большой Куш», «Рок-н-рольщик» и «Шерлок Холмс».
  • Роберт Родригес — Друг Тарантины, снимает исключительно дорогой (не всегда) трэш. Но делает это так душевно, что помнят и смотрят до сих пор.
  • Ридли Скотт (и его не менее талантливый брат) — «Чужой», «Бегущий по лезвию», «Падение Чёрного Ястреба», «Гангстер» и новоиспеченный «Прометей». Остальные фильмы братьев также рекомендуются к просмотру.
  • Кевин Смит — Клерки, Догма, Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар.
  • Зак Снайдер — взял да ремейкнул этого вашего Ромеро, вышло условно неплохо. А затем как с цепи сорвался и запилил такие винрары, как «300», «Watchmen» и «Sucker Punch».
  • Стивен Спилберг
  • Квентин Тарантино
  • Дэвид Финчер — в особенности его раннее творчество, а именно: «Семь» (заслуженно считается лучшим детективом аж самим) и всех уже доставший «Бойцовский клуб» (потому что объект культа), снял в целом неплохой фильм «Игра». Зажег звезду Бреда Питта. позднее творчество похуже, но режиссёр всё ещё жжот (но уже ради капусты).
  • Миядзаки Хаяо — ещё один художник, очень значимый для этого вашего аниме.

Любительское кино

С чего начинается любительское чудо?

«не заставляйте меня смотреть вашу короткометражку»

Чак Воркман, глава комитета по академическим связям гильдии американских режиссеров

Человек смотрит кино, узнаёт, сколько денег получает Кэмерон за фильм, видит церемонии Оскара, красные дорожки с красивыми женщинами и его ВНЕЗАПНО посещает мысль: «а не снять ли мне свой фильм, с блэкджеком и шлюхами? Успех обеспечен!». Мысль эта приходит практически ко всем, и, в общем-то, ничего криминального в ней нет. Большинство помечтает недолго и пойдёт дальше работать/учиться, меньшинство начнёт «творить». Вообще, всё это характерно для любой творческой деятельности, от музыки до писательства и луркоёбства
Режиссером пытается стать каждый десятый, ведь мыльницу, снимающую в 720p можно купить всего за 2 килорубля, что может накопить даже школьник-нищеброд, к тому же многие телефоны вполне себе снимают HD. Нубам плевать на оптику, поток данных, ISO, фокусные расстояния, возможность настройки баланса белого и тому подобные параметры, делающие картинку приятной для просмотра. Следует оговориться, что успех фильма определяется скорее историей и игрой актёров, чем красивой картинкой. Некоторые фестивали короткометражек выигрывали фильмы 240p, но это скорее исключение, чем правило. Лучше таки потратиться на оборудование, либо взять его в аренду. Отдельно стоит упомянуть школьников, снимающих видео фрапсом на компе в их любимых играх (MMORPG, Minecraft, CS…), иногда даже игровое и с сюжетом, а также всевозможных рисовальщиков. Эта публика не амбициозна, чаще преследует цель просмотров на Ютубе, а не показа в кинотеатрах, не будем к ней более возвращаться, интересная еда встречается редко.
Приобретя снимающий девайс, нуб снимает всё, что видит. Иногда даже выкладывает, как «тест камеры», «видео с концерта» или делает «обзор бургера». Через какое-то время понимает, что это не приведёт к Оскару и решает снять таки художественный фильм с сюжетом и актёрами. Замахивается, конечно, на длинный метр, надеясь сделать всё за один день (и это притом, что аккумулятор на его камере работает полтора часа). Держит в голове примитивную историю, реже записывает на бумагу, ещё реже делает именно сценарий, совсем редко описывает покадрово и исчезающе редко делает полноценную раскадровку. Обычно «сюжет» — бандитская разборка, экшн часть зомби-апокалипсиса, что-то плоское про любовь, мистика в духе «паранормального явления», трюки (паркур/вел/скейт/ролики), клип для знакомой говногруппы. В общем, что-то бессмысленное с примитивными эффектами из первых уроков видеомонтажки. Приглашает друзявок, реже — родственников и делает своё «творение». Атмосфера на площадке, конечно, очень далека от атмосферы в реальном кинематографе: несколько актёров не приехало, остальные опоздали, всё делается в разы дольше, чем требует необходимость, оператор жмёт на запись в момент действия, а не заранее, актёры переигрывают и палят в камеру, в кадре тени съёмочной группы и т. д.[2].
Далее идёт монтаж, ВНЕЗАПНО оказывается, что в отснятом куча ляпов, звук с камеры никуда не годится из-за внешних(улица) и внутренних(писк электроники) шумов. Часто приходится вообще отказываться от звука в пользу музыки. Нуб понимает, что не всё так просто и либо тщательно вычищает всё дерьмо, либо делает как получится, либо бросает проект. Очень часто перегружает своё видео быдлоэффектами, типа жутких цветовых фильтров, встроенных переходов между кадрами, ускорения/замедления не в тему. Кое-как сварганив видео, показывает его всем и вся. Воспринимает снисходительное «ну так, неплохо» за «уау! Ты охуенный режиссер!» и шлёт фильм ни много ни мало на фестиваль, часто — на ОЧЕНЬ известный, типа Кинометров, чем только отнимает время просматривающей комиссии. Самое ужасное случается, если его творчество поощряют. Тогда он будет делать ещё и ещё.

Альтернативная причина
Пикап, как он есть. Чтобы «снять» постельную сцену достаточно иметь сломанную б/у камеру, в теории — так вообще ничего не нужно, можно трахать за обещание кошерной роли. На практике — скорее миф, чем правда. К кинопроизводству всё это имеет слабое отношение, хотя довольно часто обыгрывается в сюжетах профессиональных фильмов.

А где еда?

Все начинающие «режиссеры» выкладывают все свои фильмы и читают все комментарии ко всем своим работам. И очень болезненно реагируют. Это клондайк еды и изощренность троллинга зависит только от вас. Лучше, если вы чего-нибудь понимаете в теме, тогда можно будет троллить кинематографическими терминами, сравнивать с олдскульными режиссерами 20-х годов и всячески строить из себя охуенного критика. Так чего же вы ждёте?
Даже просто от просмотра можно получить сотни лулзов, настолько всё снято плохо и убого, но выдаётся при этом за что-то стоящее. В случае адекватности автора он даже сам будет потом смеяться над своими ответами
//Надо привести примеры будет.

Как прийти к успеху?

Учиться, учиться и ещё раз учиться

Владимир Ильич Ленин

Ты всё равно хочешь снять фильм и хочешь делать это серьёзно? Тогда:

лекция 038 (уроды, которые во всём разбираются)
лекция 038 (уроды, которые во всём разбираются)
Не говори как мне снимать — и не узнаешь, кто ты есть на самом деле. Очки, кепка и борода - он знает, о чем говорит.
  • Выжди пару дней, не пройдёт ли творческий зуд. Если не прошёл, то можешь читать далее, else продолжай спокойно жить.
  • Осознай, что если ты продолжишь, то больше никогда не сможете смотреть фильмы, как раньше. Взгляд изменится.
  • Выкинь из головы мысли «я — охуенный режиссер, а все остальные снимают говно», «мне не нужно знать правила съёмки, у меня свой стиль» и т. д. Если ты ничего не снял, ты — говно, а не режиссер и тебе НУЖНО учиться кинопроизводству. Чтобы нарушать правила, их нужно знать.
  • Возможно, имеет смысл поступить в киновуз, пройти какие-нибудь курсы и т. д.
  • Не ищи денег на первый фильм, никто их тебе не даст. За время поиска легче заработать необходимую сумму. Не бери на это в долг. Возможно, тебе вообще не понравится снимать. Имеет смысл напроситься в помощники к видеографу, снимающему свадьбы. Это даст ощутимый опыт и, в дальнейшем, неплохой заработок по выходным.
  • Найди единомышленников. В группе необходимы: продюсер, режиссер, сценарист, оператор и монтажер. Возможно, это и один человек, но впятером делать кино гораздо продуктивнее. По хорошему, на освоение каждой из этих профессий уходит несколько лет. А как же звуковик, осветитель, гримёр, фокусник и подобные люди? Для первой работы они не являются необходимым условием, их работу придётся делать вам. Всё нижеприведённое — труд для всей группы, постарайтесь распределить обязанности.
  • Прочитай статьи про выбор камеры. Из бюджетных вариантов, пожалуй, предпочтительнее всего брать зеркальный ФОТОаппарат, позволяющий снимать видео. В районе до 20к-30к зеркалка за ту же цену, что и любительская HD-камера выгодно отличается размером светочувствительной матрицы, возможностью менять оптику, крутить вручную фокус, делать качественные фото. Разберись, чем отличается 50i от 50p.
  • Futurama - the Robot Devil criticizes Fry's writing
    Futurama - the Robot Devil criticizes Fry's writing
    Рободьявол даёт советы, как писать сценарий.
    Найди сценарий. Либо в своей голове, либо в чужой, либо сгенерируйте совместно мозговым штурмом, либо на сайтах сценариев, либо адаптируй книгу. Последние два способа требуют согласия автора, однако не стоит этого бояться. На сценарных сайтах сценариев больше, чем режиссеров и, скорее всего, сценарий тебе дадут. Возможно, вы хотите сделать фильм к конкретному фестивалю, тогда тема фильма будет определяться исходя из формата мероприятия. Если пишете сами, прочитайте мануал по написанию сценариев, либо послушайте какой-нибудь подкаст. Хорошая история — одна из важнейших частей хорошего фильма, необходимое (хотя и не достаточное) условие. Например, почитай Александра Молчанова «Букварь сценариста». Для начинающих самое приличное.
  • Не снимайтесь в главной роли и не пишите сценарий под себя в стиле «жил-был красивый и хороший режиссёр-кун, он влюбился в девушку, она не приняла его любовь и он умер». Вы не просто рискуете прослыть мудаком, но и снять вторую печально известную «Комнату». Лучше вообще не снимайтесь.
  • Исходя из сценарных потребностей, выбери камеру и оборудование: штатив, микрофоны, питание для камеры, свет, грин-скрин, стэдикам и т. д. Перед выбором ознакомься с соответствующими мануалами.
  • Сделай раскадровку. Предварительно прочитай мануал, как её делать.
  • Найди актёров. Не надо брать друзей-дилетантов, согласных сниматься из вежливости или по дружбе. Любимая девушка может перестать быть любимой и откажется дальше работать, что не критично для тебя, но убьёт фильм. Найти неплохих актеров — это не проблемный пункт, скорее всего в вашем городе есть группа в соц сетях, типа «актёры города N» или «хотим сниматься». Можно разместить объявление на локальном форуме и приглашать актёров на кастинг. Прочитайте мануал по работе с актёрами.
  • Не теряйте контактов с теми, кто не подошли на роль. Возможно, вам придётся не раз менять актёрский состав, так как когда люди работают за бесплатно, то имеют хорошую привычку забивать на фильм спустя неделю съемок или столкнувшись с первыми трудностями.
  • Каждому актёру необходимо выдать копию сценария. Учить все реплики не обязательно, можно повторить их перед сценой, но прочитать сценарий они должны. Есть такой подход — давать сценарий кусками, чтобы неожиданные повороты были неожиданны и для актёров. Это — плохой, дилетантский подход. К тому же придётся снимать хронологически, то есть придётся посещать одну и ту же площадку дважды, если так происходит по сценарию.
  • Составь план съёмки. Старайтесь снять все сцены на локации так, чтобы больше на неё не возвращаться. Плохо, если актёр нужен только утром и вечером. Продумай ВСЕ детали. Если по сценарию герой кидает камешки в воду, а вы собрались снимать на песчаном пляже, то возьми с собой эти камни. Скорее всего, ты никому ничего не платишь, поэтому группу желательно кормить за свой счёт.
  • Сними задуманное. Проинструктируй всех присутствующих, как себя следует вести: не смотреть в камеру, сохранять тишину, оставаться в роли от слов «начали» до «снято». Поскольку ты — нуб, сними минимум 3 дубля каждой сцены. Кнопочку REC следует жать секунд за 5 до начала действия. В кадре не должно быть посторонних предметов, людей, теней. Возможно, ты этого даже не заметишь, поэтому попробуй снимать с разных точек, в идеале — с нескольких камер. Это даст потом простор монтажнику для работы. Конечно, прочитай мануал по съёмке.
  • Сохрани весь материал в отдельную папку «исходники» и ни в коем случае не изменяй хранящиеся в ней файлы, скопируй их в другую папку, в ней и работай. Отсмотри материал, удали откровенные фейлы (если не хочешь сделать смешные титры, как у Джеки Чана). Начинай монтаж. Реши вопрос со звуком, если речь героев получилась плохой, заставь их записаться в студийных/домашних условиях без посторонних шумов. Музыка — сложный вопрос, копирасты повсюду, поэтому твоё поведение зависит от того, куда конкретно ты собираешься слать свой фильм. Идеальный вариант — нанять композитора, чтобы написал уникальную музыку. Также посети библиотеки звуков, там много чего бесплатного. Прочитай мануал по монтажу. Речь не только про «как пользоваться Премьером», у монтажа есть ряд правил, которые необходимо соблюдать.
  • Получи оргазм от завершенного фильма. Нет, серьёзно.
  • Скорее всего, ты снял говно и теперь найди критиков. Это сверхсложно. Друзья будут снисходительны, и если ты снял говно, то вряд ли скажут об этом. У профессионалов из кино нет времени на ваш фильм. Незнакомые люди в ютубах и соц сетях будут либо извергать тонны ненависти, либо завидовать, либо подлизываться. В любом случае будут не объективны. Адекватного критика найти практически нереально, а если всё-таки найдёте, то он почувствует, что вы его цените и когда-нибудь начнёт критиковать ради вашего внимания, а не чтобы сделать фильм лучше, важно поймать этот момент. Потом ты возможно обрастешь связями и критики уже будут проситься к тебе на закрытые показы, но пока этого не произошло, будет тяжело.
  • Переделай фильм, если услышали дельную мысль от критика. Дельность мысли определяется ТОЛЬКО тобой.
  • У вашего фильма четыре пути: стать интернет-сериалом, ходить по фестивалям, стать вашей визитной карточкой, попасть в телевизор, причём эти пути не исключают друг друга. Вполне реально попасть в телевизор, конечно, не на федеральный канал, но всё-таки, за это даже деньги какие-то заплатят. Вообще, не рассчитывайте на доход с первого фильма, но всё-таки, если вы заключаете договора, то читайте их по нескольку раз, дайте почитать кому-нибудь ещё. Есть и пятый путь — попасть в прокат, но это практически невозможно для первого фильма. Примеры таких работ в современном кинематографе можно пересчитать по пальцам, и это при том, что снимают ежегодно миллионы людей.
  • Получи оргазм при просмотре своего фильма на фестивале на большом экране.
  • Осознай свои ошибки.
  • Снимай новый фильм. Имея качественный первый фильм, уже можно пробовать выбить денег из друзей, инвесторов, государства.
  • И вот ещё что, необходимо смотреть много фильмов. Смотри классику кинематографа, попытайся понять, почему какая-нибудь сцена снята именно так, а не иначе. Прочитай сценарий к этому фильму и посмотри снова. Смотри и плохие фильмы и разбирай, почему они плохие. Прямо вот просматривай 20 секунд, останавливай, анализируй. Обсуждай фильмы. И с друзьями в живом общении, и на форумах. Скорее всего, есть и какие-нибудь клубы начинающих режиссеров, посети их. Тарантино вообще начинал в салоне проката видеокассет, тупо весь день смотрел фильмы и срался с посетителями.
  • Самое главное — будь готов, что пройдя весть процесс кинопроизводства — съёмку, монтаж, озвучание, постпродакшн, рекламную кампанию и череду праздничных банкетов — случайная кошка случайно прыгнет на полку с единственной копией фильма и случайно столкнёт её в растворитель, случайно пробежится по клавиатуре, набрав «format c: /y» и весь многолений труд сотен людей умчится в страну вечных желаний. Готов? Действуй!

Годные примеры

Примеры кино, не требующего больших затрат. Ты тоже можешь так снять, если хорошенько подумаешь и подсуетишься.

Дрифтер

Дрифтер
Дрифтер
Дрифтер

Фильм снят по мотивам пасты, неоднократно вбрасываемой на двачи, которая до этого по слухам обитала где-то в ЖЖ. Суть токова: (спойлер: мужик выпиливает гопоту посредством угощения их водкой с питательными добавками.) Снял расовый хохол Александр Образ. Из плюсов — короткий метр, на удивление неплохое качество съемки, хотя и без особых нововведений, в главной роли не режиссер, как это обычно бывает, а какой-то другой кун, который автор как бы сценария, срач вокруг фильма, когда комментаторы или восторгались убийцей или жалели погибших гопников, в качестве аргумента приводя сильнейший довод — унихжемать!!11 Из минусов — вероятно, отсутствие оригинального сценария, если, конечно, автором пасты изначально не являлся Ярослав Лодыгин, отсутствие в расовом украинском фильме сала и мовы. Каклы негодуют. Собственно, паста.

Шестиструнный Самурай

Снимался студентом как дипломная работа, потом переросло в нечто большее и вышло в итоге настолько винрарно, что на уютном есть даже отдельная статья.

Ведьма из Блэр: Курсовая с того света

Вероятно, самый известный и успешный пример самодельного кино. Ужастик-мокьюментари про трех студентов, которые отправились в специальный лес для съемок фильма об этой самой ведьме, и таки сняли. Получилось достойно: при бюджете в 20 тысяч доллариев фильм заработал в прокате примерно 250 миллионов, породил дерьмовый сиквел и тучу подражателей.

Монстры (2010)

Фильм, снятый любительскими камерами, бюджет от 15 килобаксов. Подробности в вики [3]

Клерки

Ч/Б фильм снят за 30 килобаксов и оказался невероятно успешным 3 миллиона баксов. Явил этому миру Кевина Смита и Джея с Молчиливым Бобом в придачу

Зловещие мертвецы

Бюджет этого фильма достаточно серьезен 350 тысяч баксов. Но от него до сих пор вздрагивают женщины и дети, и пускают скупую мужскую слезу многие олдфаги. Режиссер Сем Реми, позже снявший первую трилогию о Человеке Пауке

Снимать на поражение

Хорошая годная короткометражка (чисто формально, а так почти фильм). Снятая за 2.5 тысячи баксов в Белоруссии. http://vimeo.com/51591583 Снято на уровне почти большого кино. Говорят что Михалков увидев это, повесил Кончаловского на собственном хую. http://www.kinopoisk.ru/film/708351/ Также, пособие по съёмке фильмов.

Невольно доставляющие примеры

Спец

Гангстерский сериал о семи сериях, снятый настоящим бандитом Виталием Дёмочкой (он же в скромной главной роли) за свои и не только кровные в родном Уссурийске. Один Аллах знает, зачем ему это было надо (ходил слушок, что под прикрытием съемок проворачивали реальные дела), однако результат превосходит все ожидания. «Свадебная» камера, грозно бухтящий звук, пятиминутные начальные титры; актеры, большей частью набранные из местной братвы и сотрудников ТЮЗа, охуительные экшн-сцены — короче, полные «севера-мошка-крытка-лютые лица». Супер-хит быдло-локалок, практически русская «Прослушка».

Стервочки

Группа инициативных школьников из славного города Первоуральска замутила восхитительный сериал про двух аферисток, которые взрывают дома и машины, воруют шарфы, едят луковый пирог, выпиливают мужей и Алён Петренко, бухают, разводят мужиков на бабки и занимаются всем тем, чем должны заниматься нормальные великовозрастные тян. Этот шедевр не смог не создать вокруг себя глумливый фендом, который породил пару локальных мемов вроде «лукового пирога», «Марыны», поклонения богине Марте, самой одаренной актрисе в труппе и много других. Фендом успешно троллил быдло, которые недоумевали, как такой прекрасный сериал может кому-то доставлять до тех пор, пока до богинь не добрались жирные потные ручки Андрея Нифёдова[кто все эти люди?]. Он сделал весьма плоский и посредственный обзор на сериал, после чего каждый уважающий себя «тролль» приходил в закрытую группу и говорил, что сериал говно, срал в комментариях на трубке и делал другие толстые и неповоротливые выпады, после чего кисы обиделись и перестали снимать свой сериал, оставив больше 10 тысяч людей без еды. Илья Верещагин создал помимо «Стервочек» ещё несколько очаровательных поделок, но именно история двух гопниц-аферисток завоевала любовь и обожание большинства. Сам по себе сериал такой фейл, что даже вин — снимается на мобильный телефон, актёры давят лыбу в драматических моментах, напряженные диалоги, сиськи и лобызания школоты и многое другое. Официальный сайт на Укозе прекрасен.

Eldar1100

 
Пример фильма Эльдара.
На английском, для международного проката.
Неудачные сцены из фильма. Wait what?

Классика, лучше один раз увидеть, чем читать целый абзац. Имеет приличных размеров канал на Ютубе[4], что по-своему даже Вин. Засветился на федеральных каналах, фильмы реально ездят по международным фестам. В интервью производит впечатление очень доброго человека, даже троллить не хочется.

The Room

The Room за авторством Томми Вайсо — худший фильм за всю историю кинематографа. При этом это такой фейл, что даже вин. Томми Вайсо является сценаристом, режиссером, продюсером и центральным актером своего детища. Он написал историю в духе высеров сосницких о том, что жил-был парень Джонни, у него была куча друзей, его все любили, у всех он был любимым клиентом и всё такое. Единственным человеком, кто не мог постичь суть его великолепия была его девушка Лиза. Она зачем-то стала трахаться с его лучшим другом Марком. Джонни всё узнал и застрелился. Но сюжет это ещё не самое худшее. Все диалоги не имеют ничего общего с человеческой речью. Актёры играют вяло, но по сравнению с Вайсо они все кажутся гениями, так как мэтр мало того, что никогда не может выдавить из себя нужную эмоцию, так ещё и говорит с каким-то стремным акцентом. Что ещё, бюджет фильма составил 8 миллионов, над фильмом за почти год работы над ним в общей сложности проработало 400 человек, один актер не выдержал и посреди съемок взял и ушел. Разумеется этот фильм зрители встретили бурными взрывами хохота. Но Томми не растерялся, сказал, что снял черную комедию и типа так и задумано. В результате он устраивает автограф-сессии и показы своего детища. На него люди приходят с мячами для американского футбола и в особо напряженные моменты кидаются в экран пластмассовыми ложечками. Фильм растаскан на цитаты и умудрился стать культовым благодаря тому, какой он плохой. Моар

Негодные и недоставляющие

[Пластилиновое сердце]

Невнятный девчуковый высер про манерного петушка, который сам на себя надрачивает писюн и отшивает неистово ломящихся к нему в дверь самок. Чтобы высер не казался хаотичной хуитой дополнен «умными» фразами в стиле «если человека убить, он может умереть». Был популярен у ванильных пёзд, остальные люди не сумели найти в этом смысла или художественной ценности. Суть — петушки, курящие шлюхи, сопли и подростковый пафос.