Иван Васильевич меняет профессию

Материал из Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску

Запрос «Иван Васильевич» перенаправляется сюда. О русском царе см. Иван Грозный.

Наша история — всего лишь сон советского инженера

Булгаков

Иоанн Васильевич смотрит на текст как на холопский
Иван Васильевич меняет профессию (FullHD, комедия, реж. Леонид Гайдай, 1973 г.)
Иван Васильевич меняет профессию (FullHD, комедия, реж. Леонид Гайдай, 1973 г.)
Фильм.

Иван Васильевич меняет профессию — хорошая, годная комедия Гайдая про советского сумрачного гения, уголовника, царя, кошку, машину времени и управдома Ивана Васильевича. Снята по пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич».

Если не учитывать мелкие расхождения и выпиливание анахронизмов, фильм выдержан строго по первоисточнику, и большинство крылатых фраз позаимствовал именно из пьесы. Выбрасывается в массовый просмотр как минимум пару раз в год.

Особая, гайдаевская магия

Те, кто вдумчиво прочитал пьесу «Иван Васильевич» (не волнуйся, мы знаем, что это не ты), должны помнить, что сия пиеса — довольно-таки едкая антисоветская сатира. По своему уровню pH она близка к «Собачьему сердцу», хоть и написана не так толсто (но это не значит, что за сутью надо нырять в глубины СПГС, суть там на поверхности). Тем, кто запамятовал: недавно (в данном конкретном случае «недавно» значит «20 лет назад», поскольку написана пьеса была в 1934—1936 годах и события в ней происходят в те же годы, а ни фига не в 70-ые, так-то!) отгремели несколько революций. Все кисы, при старом режиме бывшие предводителями дворянства при новой, Советской, власти — хуи простые, служат в лучшем случае делопроизводителями в мухосранских ЗАГСах и очень не любят, когда им напоминают о происхождении, потому, что это чревато мстёй рабочего класса. Бунша, как раз, из таких «бывших», в новой жизни добровольно-принудительно ставший управдомом у кухаркиных детей (и западло, и приходится следить постоянно, чтоб какая-нибудь ибанутая бабка не сожгла дом к хуям... А профит от должности нулевой: это тебе не в наши дни у ТСЖ пиздить капремонтные накопления). Раньше тот факт, что он прирождённое небыдло, был поводом для флюродроса, теперь это повод беспокоиться о целостности своей анальной жопы и скрывать происхождение, а тут ещё тебя и подъёбывают им постоянно — можно представить, как бомбит у «перевоспитавшегося» товарища управдома. Даже сев на царский трон, он продолжает омежить... пока не появилась ВОДКА! Тут-то и вылезает наружу мурло бывшего VIPа: как с царём базаришь, смерд!.. несите сюда царицу в заячьих почках!.. и прочий чад кутежа. В сухом остатке, типичная для булгаковской сатиры мысль: никакими rеволюциями человеческую природу не изменишь. Про это же, в общем-то, у него и остальные «Пёсьи яйки» и «Зойкины квартиры». Неудивительно, что постановку забанили прямо на генеральной репетиции. Ибо нехуй! Проходит тридцать лет, появляется Гайдай, и НЕ МЕНЯЯ ПОЧТИ НИ ОДНОЙ РЕПЛИКИ с покер-фейсом делает магические пассы руками. И на глазах изумлённой публики махровые антисоветские брюки превращаются... В советские комедийные шорты для семейного просмотра! А ты так можешь, %username%?

Сюжет

Тот самый кадр: «И меня вылечат»
Желание царя — закон
Капитан Пикард уделан

Александр Сергеевич Тимофеев (тот самый Шурик) уже давно закончил институт и работает инженером-изобретателем. За это время создал машину времени. Жену (по актрисе — ту самую Лиду, которая, правда, успела сменить имя на Зину), соответственно, не удовлетворяет, и та решает свалить к режиссёру Якину. Однажды, вдохновившись просмотром оперы «Борис Годунов» по зомбоящику, Шурик решает открыть портал в прошлое. Но отправляется туда не сам, а засылает двух лохов: надоевшего всем жителям подъезда управдома Ивана Васильевича Буншу и квартирного воришку, «друга Антона Семёныча Шпака» — Жоржа Милославского.

Однако прогулка оказалась недолгой: происходит поломка (сгорают транзисторы), вызванная воткнувшимся в машину бердышом. (В пьесе Милославского и Буншу выкидывает в прошлое после необдуманных действий управдома, который, пытаясь выключить машину, тычет наугад кнопки и вытаскивает из машины ключ запуска. Таким образом, Тимофееву приходится искать слесаря, чтобы сделать новый ключ). Герои путаются местами: царь оказывается в нашем времени, а засланцы — в XVI веке. Пока беглецы скрываются от расправы и перевоплощаются в царя и князя, Грозный с Шуриком пинают хуи, пьют водку и рассуждают о научных открытиях.

Поскольку характеры Бунши и Грозного абсолютно противоположны, инициативу взял на себя Жорж. Он приказывает выбить крымского хана с Изюмского шляха, а Бунша подписывает его указ как «и. о. царя» (учитывая, что впоследствии "войско взбунтовалось. Говорят, царь - ненастоящий!", можно сделать логический вывод, что именно подпись смутила верных воевод). Жорж вправляет мозги Бунше, когда тот хочет отдать Кемскую волость шведам, троллит дьяка Феофана за его приверженность режыму, пиздит у шведского посла нагрудный орден и с устатку трапезничает по-царски с боярами.
Лжецарь Бунша, опрокинув пару кубков и попробовав простой черной икры, начинает фривольничать и пускается в пляс с сенными девками царицы. Парочка ведёт себя просто и неманерно, но на взгляд предков, слишком современно, тем самым вызывая подозрение у караула и толпящегося под окнами простого Русского народа, что настоящего царя похитили демоны.

А тем временем Шурик бегает по магазинам радиотехники 1970-ых годов в поисках этих гребаных транзисторов для машины, где всегда, по закону подлости, переучёты, ремонты и дефициты. Царь сидит в его «хоромах», ест кильку, запивая воткой «Столичной», слушает Высоцкого, суппортит за «Динамо»[1] и любуется с балкона Москвой без пробок. Внезапно возращается Зина с чемоданом Якина, вслед за ней сам Якин, и начинается драма. Все бы обошлось, но Якин приплел какого-то хрена Годунова (Бориса-царя). Тут из-за занавески по простому выходит царь и прописывает Якину посохом царских пиздюлей за неуважительное к себе отношение, за Годунова и за нелюбовь к боярыне Зине! Якин, резко поменяв политическую ориентацию и став патриотом и монархистом, изучает древнеславянский язык насухую. После истязаний Якина Царь отмечает, что Зина бровьми союзна, а Якину говорит: «пес смердящий», даёт им свое благословение и отправляет в эти самые Гагры.
К сожалению, Грозного палит жена Бунши, конченная стерва и эмансипатка. Она с соседнего балкона объявляет царя Ивана Грозного алкоголиком и вызывает наряд милиции вместе с людьми в белых халатах.

Спасаясь от набигающих стрельцов, Милославский и Бунша сваливают обратно в свою эпоху, пользуясь тем, что Шурик уже починил машину времени. Менты быстро, решительно вяжут сначала одного, потом второго царя. Жорж под видом медика ускользает из квартиры Тимофеева, а сам изобретатель таки успевает вернуть Грозного в XVI век.

(А на самом деле: все события фильма — это лишь сон Шурика. Дело в том, что он повысил напряжение в машине и та взорвалась, да так, что Шурик потерял сознание (у Булгакова же в оригинале это были реальные события, а в цензурной редакции Тимофеев настолько измотался, отлаживая свой аппарат, что попросту заснул). Зина к Якину не уходила, кошку он по царским палатам не ловил и никакого Жоржа Милославского не было. Хотя пизды за вылетевшие пробки от четы Бунша он таки получил...)

Фразы

Фильм — клондайк эпичных фраз, преимущественно боярских:

Алсо

Исторические подробности

  • Можно с высокой точностью определить, в какое именно время попали герои (а равно и возраст Бунши, если предположить, что он с «тогдашним» Грозным был примерно одних лет, что логично, учитывая их сходство). Марфа Васильевна Собакина была женой Ивана Грозного всего 15 дней — с 28 октября по 13 ноября 1571. Недоумение вызывает тот факт, что в те далёкие года в это время уже была настоящая зима и снегу по колено (луркаем w:малый ледниковый период). А также то, что Марфа Васильевна не похожа на через эти самые 15 дней скончавшуюся от неизвестной болезни.
  • Крымский хан Давлет-Гирей не просто шалил на Изюмском шляхе, а сжёг Москву в мае того же 1571 года.
  • Песня «То не сильная туча затучилась» написана почти через год ПОСЛЕ описываемых событий, когда крымский хан, вдохновлённый успехом 1571-го года, решил повторить набег и потерпел-таки наконец былинную неудачу (после битвы при Молодях в Крым вернулась от силы 10% от исходного количества крымцев).
  • Стрельцы XVI века почему-то бегают с луками. Хотя должны с самопалами. Вообще-то, «демонов» должны были изрешетить пулями. С другой стороны, и в XVII веке вооружением многих служивых был «ружья саадак», то есть колчан и стрелы.
  • После шведского посла, требовавшего Кемскую волость, дьяк объявляет, что на прием к царю просится сам золотоордынский князь Едигей, что выглядит слегка странным. Князь Золотой Орды просится на прием к московскому царю. Впрочем лет за 60 до описываемых событий князь Едигей немного умер.
  • По мелочи: герои по-хорошему не должны были даже чисто лингвистически понять друг друга, ведь древнерусский язык разительно отличался от современного, сформировавшегося, как минимум, на сотню лет позже. Так что фраза Милославского «Куда это секретарь запропастился» перед толпой стрельцов выдала бы их с потрохами.

Киноподробности

  • Изначально у фильма было название «Зов времени».
  • Фамилия Шпак (белоруск. «скворец») была прозвищем одного из князей Голицыных, бравшего с Грозным всё, что в фильме «брал Грозный, кроме Шпака».
  • Милославские (не путать со Мстиславскими) — в действительности не князья, а московские дворяне, пришедшие к успеху уже при Романовых, подсунувши одну тян из своего рода в жёны царю. Уже не грозному, а Тишайшему.
  • Героя пьесы Булгакова, инженера Тимофеева на самом деле звали Николай. Имя Александр герою Демьяненко было дано уже самим Гайдаем, дабы продолжить знаменитую киносерию про Шурика из «Операции Ы».
  • До сих пор по сети ходят слухи по поводу снявшегося в начале фильма Гайдая в роли осветителя. На самом же деле, те, кто знал режиссёра лично, поймут, что между этими людьми нет ничего общего.
Продакт-плейсмент раз и два
  • Герой Куравлёва — Милославский — два раза за фильм пропиарил две вещи — Сберкассу в сцене обворовывания квартиры Шпака[2] и курево «Marlboro» — во время песни на трапезе. Но тогда как таковой пиар уж хоть и был, но, естественно, не в Совке. Следовательно, за это никаких денег не было заплачено.
«Анисовой», к сожалению, нет…
  • А Шурик пропиарил «Столичную» (которую клюшница делала). Неизвестно, было ли это совпадением, но как раз за два года до этого права на товарный знак были проданы в Америку компании Пепси. Возможно, таким образом пытались увеличить продажи сего сурового напитка (фильм таки вышел в прокат у них в том же 73-м году), потому что в исходном произведении Булгакова царь пил какую-то буряковую настойку «Горный дубняк».
  • В пьесе Бунша и Милославский танцуют румбу, в фильме управдом просит спеть что-нибудь современное «Тили-тили, трали-вали».
  • В сцене с царским застольем реквизиторы разложили по тарелкам блюда из папье-маше. Гайдай этому воспротивился. Потратив собственные 200 рублей (средняя зарплата по СССР была 160 рублей), режиссёр привёз на площадку настоящие угощенья, включая невероятных по тем временам осетров. Однако, когда царский пир был снят и плёнка проявлена, обнаружилось, что на столе стоит кем-то оставленная бутылка «Боржоми». Пир пришлось полностью переснимать.
  • В нормальном сценарии фильма допустима одна художественная натяжка (гуглить по термину Suspension of disbelief). Остальные сценарные ходы должны быть логичным следствием, появившимся с принятием этого допущения. В «Иване Васильевиче» же их два — «предположим, что Шурик заснул, и ему приснился XVI век» и «предположим, что Иван Васильевич Бунша был похож на Ивана Грозного». Это характеризует сценарий как стёбный — Гайдай любил делать в своих фильмах намеренные ляпы. Потому что Гайдай — мастер стёба. Надо отметить, что в исходном тексте Булгакова второй натяжки нет — Иван Васильевич имеет благородное происхождение, которое скрывает.
  • У Булгакова есть пьеса «Блаженство», которая начинается точно так же, как и «Иван Васильевич», но попадают герои не в прошлое, а в будущее.
  • На 45-й минуте фильма один из провожающих войско мужиков держит в зубах папиросу (дедок в белой одежде). Вот к чему приводят цифровые технологии
  • Сцена погони стрельцов за демонами снималась в Ростовском кремле.
  • По фильму слегка проехалась совковая цензура.
    • В сцене допроса милиционером царь по первоначальному сценарию отвечал не «В палатах» а «Москва, Кремль»;
    • В сцене царского пира на вопрос Бунши: «А кто за банкет платить будет?», Милославский отвечал «Народ, батюшка, народ!».
    • Выброшена короткая сцена, где царь на кухне Шурика жарит мясо.
    • Первоначально Бунша на встрече со шведским послом говорил — «Мир, дружба» (видно по артикуляции). Цензура заменила на винрарный «Гитлер капут», от чего фильм только выиграл.
    • Сцена финальной погони за Милославским была длиннее — милиционеры его таки задерживали на речном трамвайчике. Вырезанный фрагмент впоследствии использован в короткометражном фильме «Чёрные перчатки».
  • Ивана Грозного и Буншу играл один и тот же актер — Юрий Яковлев. Тут видно великолепное актёрское мастерство, ведь Бунша и царь — совершенно разные по характеру и темпераменту люди. В тех сценах, где они оба находились в кадре, применялись комбинированные съемки. К слову сказать, и заплатили ему как за 2 роли, то есть в 2 раза больше остальных.
  • Изначально на роль Ивана Васильевича планировался Юрий Никулин. По мнению Гайдая, он идеально подходил по темпераменту и внешним данным. Однако, прочтя сценарий, Никулин отказался. А жаль. Кстати, Вицина и Евстигнеева тоже забраковали.
  • Та же фигня и с ролью Милославского: изначально Гайдай хотел дать эту роль Андрею Миронову. Fail.
  • В американском прокате фильм вышел под названием: «Иван Васильевич: Назад в будущее».
  • В оригинальном тексте Булгакова «Кемску волость» шведам передает Жорж Милославский, что дополнительно характеризует этого героя как обыкновенного квартирного вора. Однако Гайдай в своем в фильме разворачивает акценты на 180 градусов, и делает «разбазаривателем казенных земель» общественного активиста Буншу, а преступник Милославский получает ореол «государственника». Эта подмена очень сильно сыграла на руку дальнейшему развитию в России культа «воровской романтики».
  • Так же интересен тот факт, что сам Шурик живет на 7-м этаже, а исчезнувшая стена открыла проход в "палаты белокаменные", которые были максимум до третьего этажа. В фильме, однако, факту перемещения в пространстве внимания особо не уделялось, стало быть, Шурик тыкал свою машину наугад и она, действительно, может открывать портал в любое время и в любом пространстве, на зависть доктору Брауну.

Трибьюты

  • У группы «Агата Кристи» есть клип на песню «Сказочная тайга» (1994), где по сценарию главные герои встречаются в старом кинотеатре спустя 20 лет и смотрят этот фильм. Сюжет клипа выбран не случайно: мелодия «Сказочной Тайги» является парафразом главной темы фильма «С Любовью Встретиться», чего автором песни Александром Козловым никогда и не скрывалось.
Глория Гейнор и Лариса Долина - Я буду жить
Глория Гейнор и Лариса Долина - Я буду жить
Ведь были же околовинрарные прецеденты…
  • В январе 1998 года вышел мюзикл «Старые песни о главном 3», посвященный песням 70-х. В нем главные герои встречаются за праздничным столом и поздравляют зрителей с Новым годом. К моменту съемок уже скончался Савелий Крамаров (дьяк Феофан), а Александр Демьяненко (Шурик) умрет в августе следующего года. Но это же попросту новогодний капустник с престарелыми актёрами, так что не надо о грустном.
  • А ещё у Улан-Удэнской группы «Оргазм Нострадамуса» на сию композицию кавер имеется…
  • В 1977 году вышел фильм-концерт «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика» с песнями из фильмов Л. Гайдая. В котором артисты из этих фильмов открывают рты под фонограмму, долбят по клавишам рояля, надувают щёки приставляя губы к трубе и т. п.
  • Не совсем трибьют, но винрарная песня «Звенит январьская вьюга» которая была в ОСТе к Иванвасиличу, была перепета Vanila sky, вин хотя бы потому что расовые макаронники поют эту песню на русском, некоторые отрывки даже без акцента, а в припеве у них - Киркоров.
  • Алсо, в 2020 году б-мерзкий бывший банк кошерно вернул Милославского к жизни.

И ещё

В июле 2007 года Владимира Этуша (актера, исполнившего роль Шпака), так же, как и его героя, обокрали. В милиции, куда он пришел с заявлением, поимели кучу лулзов. Да что милиция — каждый второй коммент к новости на всех ресурсах был «три магнитофона, три кинокамеры…», а каждый третий — «собака с милицией обещала прийти». Однако, сам Этуш на тот момент такой иронии ни с кем не разделял.

Но еще один лулз заключается в том, что после кражи через какое-то время воры вернули украденное. Оказалось, мать одного из воров была ярой поклонницей Этуша и заставила нерадивого сыночка все вернуть, да еще и извиниться в письменном виде. А самого сыночка потом повязали, таки да.

И напоследок…

Как оказалось, некто (с согласия или по указанию Гайдая) параллельно копировал фильм на 8-мм пленку, по легенде предназначавшийся «для своих» для просмотра дома. Коряво смонтированный, 12-минутный короткометражный фильм под называнием «Черные перчатки», повествующий о похождениях Милославского, недавно появился на youtube, вот оригинальная версия (без звука). Что важно — в короткометражку попало много кадров, дублей и сцен, не вошедших в «большой фильм». Например совершенно другая сцена прихода Милославского в квартиру Шпака; или что же произошло с Милославским после побега в медицинском халате (в большом фильме не показано вовсе). Рекомендовано для просмотра всем кинофанам.

World Sci-Fi Top-30

На сайте IMDB в разделе «Рейтинг научно-фантастических (не совсем реалистических, ага-ага) фильмов» сабж существует в Top-30. Epic win!

И в самом конце

30 ноября 2013 года умер Юрий Яковлев, исполнивший роль Ивана Грозного. Goodnight, sweet tsar.

Ссылки

Примечания

  1. Юрий Яковлев — Иван Грозный и по совместительству Иван Бунша — болел за московский «Спартак». Поэтому в слова «бесовская одёжа» в адрес динамовской формы он вложил второй смысл. Это фразой спартачи до сих пор троллят бело-голубых.
  2. Степень богатства Шпака можно определить по тому что у него в отличие от был не ч\б, а уже цветной телевизор Рубин, возможно это тоже реклама ибо покупали совки цветные телевизоры до конца 70-х как-то не очень, сказывалось какчество и почти полное отсутствие цветных передач на ЦТ СССР


w:Иван Васильевич меняет профессию tv:IvanVasilievichChangesProfession

Loading comments...