Айн Рэнд

Материал из Lurkmore
(перенаправлено с «Рэнд»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

ZOMG TEH DRAMA!!!11

Обсуждение этой статьи неиллюзорно доставляет не хуже самой статьи. Рекомендуем ознакомиться и причаститься, а то и поучаствовать, иначе впечатление будет неполным.

Сама.

Айн Рэнд (англ. Ayn Rand, рус. Алиса Зиновьевна Розенбаум, ивр. עַלִיזה בַּת זִינוֹװִי רוֹזעֶנבאַום) — крайне любимая в узком круге ограниченных лиц американская писательница-философ. На своей родине практически не известна, зато на Б-госпасаемом Западе ее идеи имеют огромное влияние. Весьма уважаема среди акул капитализма, а также и среди пустоватых людей, пытающихся стяжать успех не упорством и мозгами, а тупым подражанием мировоззрению первой категории.

Кто такая?

Как это заведено среди винрарных американских писателей, Рэнд была еврейкой по происхождению, иммигрировавшей в США из России. Юная Страна Советов причинила семье не менее юной Алисы немало неудобств — отец её был успешным химиком, содержавшим аптеку. Настолько неплохую, что даже заработал привилегию жить вне еврейского гетто в Петербурге. Но проклятые bolsheviks всё национализировали, а семью Розенбаумов просто выкинули на мороз. Упорный еврей не сдавался, перевёз семью в тёплые края и открыл в Крыму ещё одну аптеку — но вскоре коммуняки добрались и туда, и снова национализировали с трудом нажідое добро. Несколько позже, уже во время учёбы Алисы в университете, не растерявший веру в человечество Зиновий Розенбаум снова решил поучаствовать в аптечном кооперативе — ну ты понел.

Магия проективной НЕНАВИСТИ культур-повидла: Айн Рэнд превращается в «инопланетную рептилию», КТ № 18 от 18 мая 2007 года.

Поэтому когда в 1925 году Алисе таки удалось получить пиндосскую визу «для посещения родственников», она не колебалась ни секунды и купила билет на пароход в один конец. В неизбежности успеха юная эмигрантка тогда не сомневалась. Именно в то время она придумала свой знаменитый псевдоним — то ли для того, чтобы решительнее порвать с прошлой жизнью, то ли чтобы, прославившись своим антикоммунистическим творчеством, не подставить под молотки оставшихся в СССР родителей. После кратковременного перебивания с хлеба на воду в Голливуде в качестве сценариста, привыкшая с детства к обеспеченной жизни Рэнд вышла замуж за молодого актёра Фрэнка О’Коннора, в 1931 году получила американское гражданство и начала заниматься писательством, весьма убедительно излагая в художественной форме свои философские идеи. Как это часто бывает среди творческих личностей, Айн Рэнд была писателем и политическим философом, не имея никакого багажа ни в философии, ни в политической теории. Созданный ею философский дискурс Алиса Зиновьевна нарекла объективизмом.

Из кружка друзей и соратников, среди коих наиболее известен жидомасонский злой гений Алан Гринспен, со временем выросло так называемое движение объективистов, в настоящий момент являющееся довольно неоднозначным явлением, ибо упомянутых в начале статьи пустоватых людей там довольно много. Находятся даже тролли, которые невозбранно замечают, что движение состояло из пустоватых людей с самого начала, а Алан Гринспен на их собрание один раз зашёл, в надежде интеллектуально настроенную тян склеить.

В 2015-м году в Москве была выпущена первая на русском языке полная биография Айн Рэнд («Кто такая Айн Рэнд?») авторства блоггера  elhombresombro

Собрание сочинений

За всю свою писательскую карьеру Айн Рэнд написала всего четыре романа, начав с почти автобиографического «Мы живые» о том, как плохо, но недолго жилось в Советской России, и продолжив антиколлективистской антиутопией «Гимн» о мире, в котором отсутствовало слово «я». Понимающий человек легко определит корни интереса Рэнд к подобной тематике, однако её романы (в отличие от произведений более поздних диссидентов) не поливали говном социалистические государства, а имели скорее философский характер, некое подобие мысленного эксперимента, по результатам которого расово неверные идеи и человеческие качества поливали себя говном сами, без помощи автора. Пейсательство Рэнд таки привело ее к успеху в 1943 году.

«Источник» (The Fountainhead)

Даже в худшем из нас есть что-то хорошее, черта, которая искупает все остальное.

Айн Рэнд

Пришёл он с первым большим «философским» романом Рэнд, в форме романтической драмы раскрывающим тему индивидуализма и эгоизма, как необходимых, более того — лучших человеческих качеств, на которых и строится вся эволюция от обезьяны к творческой индивидуальности. Естественно, подобные заявления были крайне оскорбительны для преимущественно христианской морали американского обывателя, так что роман был отклонён двенадцатью издательствами. Впоследствии Рэнд называла это испытание «двенадцатью ударами кнутом». Не сломавшись, она пошла в тринадцатое. И успех таки пришел. Поддерживающая «общественную мораль» пресса также негодовала, тем самым лишь обеспечивая ей популярность. Не вышло ни одной одобрительной рецензии, однако критики поели говна с лопаты — «Источник» стал бестселлером. Целевая аудитория в лице успешных (или стремящихся) людей была выбрана правильно, кроме того, высказываемые Алисой Зиновьевной идеи очень хорошо сочетались с прагматичным, индивидуалистическим менталитетом американцев и вполне реальной на тот момент настороженностью перед «красной угрозой».

«Атлант расправил плечи» (Atlas Shrugged)

Нет никчемной работы, а есть никчемные люди, которых не устроит никакая работа.

Эллис Вайет

Суть романа.

Венец творчества, magnum opus и вообще «42». Писавшийся около 15 лет 1100-страничный роман-антиутопия не просто продолжает поднятую в «Источнике» тематику как бы превосходства способных и самодостаточных людей над остальными, но раскрывает её со всех возможных сторон. К огорчению сочинительницы, вышел через неделю после запуска первого спутника, что никак не способствовало тёплому приёму её вульгарно-антисоветских идей публикой.

Основная идея романа — «прогресс и вообще экономика держится на немногочисленных, не более 5%, представителях рода человеческого, и если они уйдут, то к остальным придёт песец» — вступает в острое противоречие со всё той же «общепринятой моралью», порицающей зарабатывание денег не во имя абстрактной социальной идеи, а исключительно ради старого доброго профита.

Книга Рэнд по оценкам Библиотеки Конгресса является второй по значимости™ книгой, повлиявшей на сознание американского читателя (первое место заняла Библия), но, в целом, являются плагиатом радикального анархо-индивидуализма Макса Штирнера, Телемы с щепоткой ницшеанства, которым Рэнд увлекалась еще в Петроградском университете. Здесь-то и кроется философский исток пейсательства Рэнд.

Немного объективизма

Как и во всяком прочем деле, вместо упоения любовью и обожанием всякому критически настроенному читателю стоит прощупать весь спектр взглядов автора на мир, а также попытаться отыскать истоки её «разумного эгоизма». При ближайшем рассмотрении истоком оказывается все тот же Макс Штирнер, которого Карл Маркс хотя и считал дурачком, но детальнейшим образом разбирал, в отличие всех прочих.

Суть их высокоинтеллектуального конфликта можно объяснить следующим образом. Маркс считал, что человек это звучит гордо прежде всего Человек как представитель рода человеческого, зеркало Вселенной и только после этого отдельная особь. Штирнер считал, что Человек с большой буквы это прежде всего выдуманная петухами-гуманистами абстракция, которая сродни таким же вымышленным понятиям «Б-га» и «общества», первична же особь, индивид, «единственный», «я», ему не нужно соответствовать чьим-то представлениям о «высоких» человеческих качествах, потому что единственный уже человек по рождению, но человечность не довлеет над ним, и он действует, как сам хочет. Нетрудно догадаться, что мы живем в мире Штирнера, а все формы современного индивидуализма (от банального потреблядства до радикальных феминисток) сводятся к основе, которую Штирнер первым предложил брать за основу. Мощнейшим продолжателем Штирнера был Ницше, которого читала Рэнд.

По сути труды Айн Рэнд стали новым переиздание этой веры и заложили основу религиозно-экономического учения, ныне известного как неолиберализм, которая выстрелила только после Второй Мировой. Религиозно-экономическое учение Рэнд оправдывало действия некоторой узкой группы Атлантов, исповедующих данное учение, всем, чем им то было выгодного. Оттого оно и распространилось в узком круге означенных лиц.

Лулз же заключается в том, что автор сама была противницей таких «вирусов мозга» (во всяком случае, с её слов) — принятия некоего учения «на веру», без рационального познания и осознания. Второй лулз заключался во взаимоисключающих параграфах — автор и сама не так много знала о предмете (человеке, устройстве его психики и физиологии), о котором взялась судить-рядить, а потому скорее занималась подгонкой человека под теорию, чем строила теорию, исходя из объективной информации.

Многие идеи Айн Рэнд кажутся антисоветскими только нынешним поколениям, которые уверены, что советская идеология прямо вот с 1917 года была послевоенной и брежневской. А на самом деле Айн Рэнд очень много берёт как раз из раннего советского марксизма, основным лозунгом которого было «Общество для человека», или как писал сам Маркс в «Манифесте Коммунистической партии»: «…ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.».

Но на этом сходства не кончаются. То, что идеи коммунизма не являются просто одной из политических теорий, а легко выводятся разумным человеком из наблюдения за социальным миром, и только хитрые построения буржуазных философов, которые морочат людям голову, не дают всем, кто освоил букварь, голосовать за коммунистов, занимало немалое место в ранней советской пропаганде. Идея, что альтруизм и взаимопомощь при капитализме — это просто хитрый план буржуев по предотвращению революции (кормим безработных бесплатно, чтобы они всю жизнь сидели на велфаре и не вздумали бунтовать) вплоть до 1970-х в открытую прописывалась в Советской Энциклопедии как факт общеизвестный. Яростными филиппиками в адрес чиновников, которые ничего не делают, а только бумажки пишут, просто набиты почти все тома ПСС В. И. Ленина. Что буржуазные политики и финансисты заинтересованы не в прогрессе, а в сохранении власти и бабла, урезают зарплаты и экономят на технике безопасности, советским детям рассказывали ещё в младших классах. А то, что талант, у которого нет миллиарда, может при капитализме идти в жопу, описывалась в сотнях опусов советских писателей, которые издавались миллионными тиражами за государственный счёт. Все это бессознательно скопировало Рэнд, перенеся в свои опусы. И, разумеется, критика «мистиков» и «церковников», которые не дают построить капитализм — один в один с официальным отношением к религии в Советском Союзе.

Как и положено Элите, её персонажи, не задумываясь, идут по трупам (УК в буржуазном государстве — для лохов) способствуют полной разрухе в охваченных социализмом США (создают революционную ситуацию), а к врагам всего прогрессивного человечества проявляют натуральную беспощадность. Что тоже норм для раннего Советского Союза, где «быть беспощадным к врагам Революции» было даже в пионерской клятве, а каждый кризис в буржуазных странах только приближал всемирную революцию.

Даже экономика у Айн Рэнд насквозь советская, времён ранней индустриализации: все положительные буржуи сплошь металлурги, нефтяники, строители, автомобильные и железнодорожные магнаты. Финансисты, медиа-магнаты и владельцы торговых сетей нужны, разумеется, только для того, чтобы не давать хорошим буржуям работать. А наука должна развиваться как в Цивилизации, исключительно для принесения профита.

Сами персонажи, при всём революционном пафосе, поступают прямо напротив тому, что декларируют. Вместо того, чтобы, как нормальные буржуи, зарабатывать сотни бабла на государственных заказах, прибыль выводить в оффшоры, а самим закусывать марочный виски отборной чёрной икрой и разъезжать в лимузинах, её «беспощадные капиталисты» наезжают на чиновников (ИРЛ это плохо кончается даже для долларовых миллиардеров), устраивают диверсии и ныкаются в подполье, как Джон Голд. Что скорее типично для идейных коммунистов из советских романов, которым не надо бытового комфорта, а подавай всемирную революцию на радость всем.

Наконец, есть серьёзная проблема с приложением идей чистого эгоизма на практике — как, кстати, и с коммунизмом.

Конечно, подобные идеи можно подчерпнуть не только из илитного Штирнера, популярного у школьников Ницше или чорного и страшного Лавея. Даже в Советском Союзе почти любой школьник мог бесплатно и без СМС усвоить их, прочитав, к примеру, прогоны Волка Ларсена в «Морском волке» Джека Лондона. Или посмотрев мультик «Чертёнок номер 13». Тем не менее, сборища фанатов ЛаВея или Ницше представляют весьма удручающее зрелище. А у фанатов Айн Рэнд пафоса не меньше, чем у кургинистов… но и денег примерно столько же.

Разгадка проста: сам по себе пофигизм и презрение к окружающим, как и убеждённость, что идти к успеху можно только по головам, достаточно просты, чтобы человек и сам до такого додумается. И при должной энергии такой деятель даже может многого достичь, особенно в тех областях, где беспринципность и цинизм являются ценными профессиональными качествами. Но фишка в том, что все настоящие циники и эгоисты — законченные лицемеры, и легко мимикрируют под любую идеологию. И ради профита охотно будут напоказ ходить в церковь, громче всех хлопать на партсобрании, витиевато рассуждать о «воровском законе» или «демократии», и даже заниматься благотворительностью (потому что она меньше налогами облагается). Люди такого склада не просто не нуждаются в философии/идеологии, но и искренне уверены, что это всё — для лохов.

А выставляют свой эгоизм напоказ как раз те, кто больше ничего не умеет. Им кажется, что раз в илите много таких людей, то и они сами, если будут это заявлять, станут чуть более элитарными. Примерно как нищеброд покупает позолоченные цепочки, носит Nyke и Abibas и берёт кредит на подержанную, но модную лет 10 назад тачилу.

Рэндосрач

Невероятно популярная забава в пиндосских интернетах и ИРЛ. Стороны — республиканцы и либертарианцы, обожающие её, несмотря на её атеизм и поддержку фрилава и абортов, что не по нутру традиционалистам-республиканцам, и демократы и социалисты, презирающие её экономические и социальные взгляды. В Роиссе наиболее известными рэндофагами являются Латынина, Дуров и Чичваркин, а рэндофобами — Максим Калашников.

Типичные аргументы сторон.

Макро, часто употребляемое на Poраше для травли рэндроидов.

Рэндофаги:

  • Рейганомика и успехи Штатов в её результатах.
  • Фап на Американскую мечту™, схожую с идеями Рэнд — одиночка ради себя идёт к успеху своими силами, богатеет и так способствует благу других.
  • Австрийская школа и её учения.
  • Отсылка к авторитетам, вроде Рейгана и Рона Пола, эдакого Жирика USA-стайл.
  • Отличные шутки Пенна и Теллера.
  • Нежизнеспособность полностью левацких режимов с их плановой экономикой.
  • Вы хотите обратно в СССР?

Рэндофобы:

Стоит ли читать?

По вкусу. Если не пугает объем и, по мнению некоторых, определенная нудность повествования, то можно почитать хотя бы ради знакомства с весьма значимым в мировой культуре произведением и не менее значимым пластом философских идей. Небесполезно будет почитать и заради прочистки мозгов от левацкого мусора и засорением их же правацким мусором, который туда заботливо утрамбовывался многими поколениями христиан, социалистов и прочего быдла. У человека, в детстве пораженного в мозг продукцией краснознаменного советского агитпропа (а после бесславной кончины совка плавно переключившегося на Достоевского и прочую фофудью), оно с непривычки может вызвать недетский баттхерт и когнитивный диссонанс.

Противники идей сабжа советуют анонам поиграть в весьма достойный шутер Bioshock, сюжет коего изобилует отсылками к «Атланту». Там показано, что происходит с такими идеалами. Также оппоненты рекомендуют начать с расово верной недетской книжки «Незнайка на Луне» Носова, де-факто являющейся учебником «Капитализм для самых маленьких», перейти к столь же культовой по обе стороны окопов «Трилогии желаний» американского писателя Драйзера[1], а потом ознакомиться с биологической подоплёкой вопроса по книге «Эгоистичный ген» британского учёного Ричарда Докинза и психологической подоплекой в книге еврейского расового ЕРЖ Даниэля Канемана «Thinking Fast and Slow»[2].

Наконец, отдельных лулзов может доставить опус Мариэтты Шагинян «Мэсс Менд», который пародирует ту же самую эстетику, которую Айн Рэнд брала за образец. Отдельно доставляет аналог Джона Голта, больше похожий не на правильного коммуниста, а на разбушевавшегося Фантомаса. ИРЛ Алиса Зиновьевна вполне могла эту книгу читать ещё в Советском Союзе.

Читать Рэнд настоятельно рекомендуется в оригинале, чтобы получить дополнительное удовольствие, ибо россиянские корни пейсательницы наложили на её слог неизгладимый отпечаток. Конечно, совсем уж явных «сач мач?» и «хум хау!» там не встречается, но видно, что английский не родной, поэтому текст читается весьма легко. А уж первая книга, такая богатая на «comrade Ivanov» и «upravdom», вообще местами приводит в экстаз не содержанием, а подачей оного.

Влияние

  • В 1942 в Италии собирались экранизировать «Мы живые» как антикоммунистический фильм (проект «Noi Vivi»). Через несколько месяцев заказчик осмотрел снятый материал и закрыл проект: описанные реалии недвусмысленно были похожи на чуть менее любое типовое массовое общество 30-х годов. К тому же выяснилось неарийское происхождение пейсательницы.
  • Под влиянием повести «Гимн» канадским прогрессив-рок-трио «Rush» были написаны две песни: «Anthem» и эпическая 20-минутная антиутопия «2112». Автор текстов Нил Пирт, испугавшись обвинений в плагиате, указал, что песня была написана «with acknowledging to the genius of Ayn Rand». Что интересно, главного героя композиции зовут Anonymous.
  • По словам разработчиков, идеи Айн Рэнд были главным из источников вдохновения при создании общественного устройства подводного города Rapture City в игре Bioshock. То к чему всё это привело в конце, как бэ должно символизировать.

Примечания

  1. Последний совет, правда, также льёт воду и на мельницу рэндофагов: Теодор Драйзер, сам будучи левым, нечаянно написал культовую среди буржуев трилогию, впечатление от которой прямо противоположно проповедуемой авторскими отступлениями нудной морали.
  2. tl;dr: Канеман получил в 2002 нобелевку по экономике, показав, что все экономические модели, дающие своим мясным агентам презумпцию рациональности при принятии решений (ну, то есть вообще все модели на тот момент) — полная хуита. Людишки нерациональны по своей природе, а нерациональные людишки, которые ворочают миллиардами и на которых так шликала Рэнд, — это те самые обезьяны с гранатами. Вывод? Только алгоритмы, только хардкор. Слава Роботам!


w:Айн Рэнд en.w:Ayn Rand de.w:Ayn Rand ja.w:アイン・ランド ae:Ayn Rand tv:AynRand

Loading comments...