Нот всего семь

Материал из Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску
Кушать хочется всем, а нот всего семь

Анонимус

Говорите, всего семь нот?..

Нот всего семь — частый аргумент музыкальных фанатов, а также самих композиторов, когда их любимую группу обвиняют в плагиате.

Суть

Знатоки любят указывать, кто у кого из какой песни спиздил музыку. Однако фанаты отказываются верить, что их любимая песня, которая казалась им гениальным шедевром, на самом деле тупо стырена с уже существующей. Метод убийства оппонента — подойти к инструменту и сыграть как оригинал, так и плагиат плюс-минус пару тактов в начале и хвосте, чисто на память. Поэтому аргументом «нот всего семь» фанат пытается доказать нам, что сходство между копией и оригиналом — это случайность. Однако в 95% случаев сходство музыки оказывается плагиатом. Школьник, помни: если ты слышишь кавер на известную тебе песню, не спеши кричать, что знаешь первоисточник, но полуркай, не был ли кавером твой «оригинал».

Отдельные параноики зачастую реагируют даже всего на пару-тройку звуков при условии их полного совпадения по высоте без поправки транспонирования.

Мнения

lol, Рафаэль тоже знает толк в

Нот всего семь, если какие-то их комбинации в разных песнях и похожи между собой, то это еще не плагиат. Так дотошно придираться, все же, не стоит, а то так любую песню «забраковать» можно.

существует всего семь нот. Неудивительно, что много похожих мелодий

в том, что какие-то элементы музыки совпадают ничего страшного нет (нот всего семь). Плагиат требует более общего совпадения.

На самом деле последовательность аккордов — совсем не главное. Если сыграть их в другой тональности (выше или ниже, люди с хорошо прокачанным слухом сразу задетектят копипизд, а вот с идеально прокачанным могут и не заметить т.к. слишком зациклены на высоте отдельных звуков) и на другом инструменте, то непрофессионал вполне-таки скажет, что мелодия другая, а если ещё и поменять ритм — то и профессионала можно запутать. Между прочим, по ритму узнать мелодию гораздо проще (даже и с немного другими нотами). И даже если простая мелодия, как и набор аккордов, может совпасть, то в случае плагиата воруется, как правило, или песня целиком, или самая главная фишка, типа основного гитарного риффа. Но фанаты это оправдывают аргументом про семь нот, не понимая сути написания музыки и надеясь на лучшее в отношении объекта своей фагготории.

С технической точки зрения, в октаве 12 равноправных звуков, самих октав тоже несколько, а в этнической музыке существует традиция разбивать октавы и на большее количество звуков, но звучат они, для говнарского уха, привыкшего к трем аккордам, как говно, поэтому это можно не рассматривать. Если бы в музыке все было так просто, то уже давным давно все более менее годные композиции были бы придуманы (ИЧСХ, после 30 лет так думает каждый), и нахуй эта самая музыка кому бы была нужна. Сколько комбинаций (даже если отбросить ритм, аккорды а так же немелодично звучащие) можно сбацать из даже девяти нот (не обязательно разных!) - задача слишком сложная даже для комбинаторики.

А можно пойти хитрым путём и просто украсть какой-то кусок у малоизвестного классика, вроде Анри Вьётана, благо миди-исходников в сети навалом, и всё равно никто не заметит. Другое дело, что аранжировать такую музыку под гаражный рок внезапно сложнее, чем писать саму «гаражную» трёхаккордовую парашу с нуля, а в былые времена хорошее гармоническое переосмысление произведения вообще приравнивалось к написанию самостоятельного. Так что пробуй, говнарь, но учти, что серьёзные симфонии и оперы — это та ещё кроличья нора, и сможешь ли ты осознать её глубину?

Дура лекс

В суде Вены слушалось дело двух композиторов. Один обвинял другого в том, что тот украл у него мелодию. В качестве эксперта пригласили приехавшего туда ненадолго Сен-Санса. Когда тот ознакомился с обеими партитурами, судья спросил:

— Итак, господин эксперт, кто же все-таки потерпевший? — Жак Оффенбах.

Исторический анекдот

Плагиат во всём мире принято палить как последовательное совпадение N нот, вплоть до 11 в Пендостане (а винрарная мелодия порою целиком укладывается в меньшее количество). То есть, если взять любую мелодию (хоть гимн Советского Союза, который сам неиллюзорно напоминает пахальбеллевский «Канон в ре мажор») и через каждые N-1 нот вставлять выбивающуюся из оригинала, копираст ничего сделать с этим не сможет, хотя даже комнатные рыбки и хомячки услышат знакомую музыку (ичсх, звучащую, как говнище, поскольку даже одна "левая" нота может испортить абсолютно всю композицию). Также неоднозначна тема с транспонированием, ведь ноты после этого формально становятся другие, а мелодия остаётся та же.

На самом деле

Хорошо было Адаму! Если ему случалось удачно сострить, он мог быть уверен, что не повторяет старые шутки.

Марк Твен

Harry Partch - Music Studio - Part 1 of 2
Harry Partch - Music Studio - Part 1 of 2
Гарри Партч и его самодельные инструменты с микротонами. Сколько-сколько у вас там нот?
Vsauce DOT. #5 Закончится ли когда-нибудь музыка?
Vsauce DOT. #5 Закончится ли когда-нибудь музыка?
Закончится ли когда-нибудь музыка?

Плагиата много. Плагиатчиков очень много. Но есть также следующие вещи, не могущие считаться плагиатом в полном смысле этого слова (хоть от этого и не легче):

  • Банальное совпадение. Да, да, бывает часто. И не потому что нот всего семь, а потому что люди, слушающие музыку в больших количествах (не говоря уже о выпускниках консерваторий) таки заражаются некоторыми шаблонами, и свою музыку пишут под их влиянием. Поэтому ни один композитор, сочинивший хорошую мелодию, не может быть уверен, что две недели назад что-то похожее не написал кто-то в другом городе (а то и вообще, двести лет назад в другой стране).
  • Криптомнезия. Это такая коварная особенность человеческой памяти, заключающаяся в забывании источника информации. То есть, применительно к теме, человек может услышать мелодию, затем начисто её забыть (но в кэше памяти она при этом остаётся), и потом, спустя какое-то (иногда весьма продолжительное) время её «придумать». При этом сам он не будет догадываться о том, что не является автором музыки. К слову сказать, со стихами примерно та же ситуация (в качестве примера можно привести «сочинение» влюблённым Остапом Бендером пушкинских строк «Я помню чудное мгновенье…»), но если поэт в наше время может просто вбить строчку в гугл и посмотреть, не засветилась ли она где-то, то годных поисковиков по нотам пока не придумали.
Канонический пример
  • Стилизация. В любом узком жанре музыки есть стандарты. Существуют блюзовые стандарты (как в ритмике, так и в соло), золотая секвенция в классике. Два ярких примера «бардовская» песня и блюз (разбираться кто у кого, что именно спёр, и кто всё первым придумал является уделом узкого круга специалистов). Стоит также вспомнить большинство хитовых фолковых песенок 60‒70-х гг., многие из которых в буквальном смысле держатся на семи аккордах (A, Am, C, D, G, E, F), а также такие интересные музыкальные явления, как прогрессия I-V-vi-IV, на которую поп-музыка охотно опирается и по сей день.
    • Да и не только поп-музыка. Рок, пих-пох и клубняч0к тоже любят простые гармонии. Есть вообще мнение, что своеобразный слуховой ответ на прогрессию I–V–vi–IV вшит в человеческий мозг, вот оно как!
  • Также за плагиат можно принять похожие по темпу, инструментам и прочему песни, но называть это плагиатом будут только непрофессионалы без музыкального слуха, которые просто не слышат разницы. При этом остро стоит вопрос, где черта между плагиатом, заимствованием и банальным «закосом»: Вася услышал, как Петя применил такой-то набор инструментов и такой-то набор приёмов, сделал так же, но под другую мелодию - плагиат или нет?

Всё вышеперечисленное является большой головной болью композиторов, пишущих не в стиле авангарда и при этом не потерявших окончательно совесть. В принципе, композитор никогда не может быть спокоен относительно оригинальности своей музыки, и такие товарищи регулярно капают на мозги родным и близким друзьям с вопросом «послушай, это ни на что не похоже?» Существуют легенды, что Маккартни несколько дней насвистывал и напевал всем знакомым мелодию «Yesterday», допытываясь, не слыхал ли её кто-нибудь где-нибудь раньше, и только потом сделал из неё знаменитую песню, а Эндрю Ллойд Уэббер доставал отца с темой «Memory» из «Кошек» и вопросом «это на что-нибудь похоже?», однако услышал ответ: «это похоже на миллион долларов».

Если же человек хорошо знаком с классической музыкой, он найдёт совпадения отдельных мотивов даже у классиков, но являются ли они случайными или преднамеренными (за исключением заведомых музыкальных цитат) — никто уже не узнает.

На самом деле по закону

Плагиат в советской песне-10: США удалые
Плагиат в советской песне-10: США удалые
Что может быть более русским, чем гимн США?

Вообще-то плагиат в строгом смысле этого слова, как термина, это присвоение авторства. То есть если ты, анон, взял мелодию When I'm sixty four, спел под неё «Папа купил автомобиль!» и сказал, что ты сам её сочинил, то ты — плагиатор (а если тебя при этом не зовут Алла — то дважды) и тебя посодют. А если ты сделал почти то же самое, но честно сообщил «музыка — Тхе Беатлес, слова — мои», то ни фига. То есть если ты у сэра Пола разрешения не спрашивал, и бабки его будущей бывшей не собираешься отстёгивать — это тоже нехорошо… с точки зрения закона. Но это уже плоскость гражданского права, то есть сэр Пол тебя, конечно, обдерёт как липку, — если ему вообще ВНЕЗАПНО до тебя будет дело, но посадить не сможет. И назвать тебя плагиатором, строго юридически говоря, будет нельзя. А если ты ещё и спросил разрешения сэра Пола (а главное — получил его!.. разрешение, в смысле), то вообще никаких претензий к тебе не может быть, ты — не плагиатор, ты — Король Римейков!

Аналогия в литературе

Научно-фантастическое обоснование

«Тридцать шесть драматических ситуаций». Согласно этой теории, сюжетов всего 36 и любые попытки придумать ещё один заканчиваются фейлом, что только подтверждает её правильность. Стоит ли говорить что выдающихся произведений в литературе побольше?

Есть и другие классификаторы сюжетов или ситуаций, где их 7, 11, или ещё сколько-то.

Чуть менее чем любой жанр примерно очерчивает, какой сюжет в нём бывает и попытка добавлять свои ноты обычно заканчивается отказом от издателя. В детективе будет таинственное преступление, сыщик и расследование с финальным разоблачением, в фэнтези — путешествие героя/группы героев по более-менее волшебному миру чтобы добыть корону или артефакт (впрочем, редко-редко пишется и фэнтези про разборки в городской черте), в любовном — долгое выяснение отношений между двумя персонажами (пол, наличие соперников, возраст, сеттинг по вкусу в зависимости от предпочтений автора), которые в конце решают быть вместе (если персонажи взрослые, у них потом секс, если школьники, то они обнимаются и целуются). Конечно, жанры нередко смешиваются чтобы не закисли (как Джордж Мартин запилил эпическое фэнтези по образцу «Проклятых королей» Дрюона), а иногда просто потому что пипл хавает. То же самое НФ — это очень часто попросту вестерны или приключения с ракетой на обложке.

Более того, даже такая тонкая вещь как фантастическое допущение в НФ или хитрый способ убийства в детективе вовсе не обязан быть уникальным. НФ и детективов за XX век написано столько, что какую бы НЁХ ты не придумал, нет никакой гарантии, что про неё не написали в «Azimov's» за 1957 или «Weird Stories» за 1939. Идеи, тропы и сюжетные ходы не подлежат патентованию и не попадают под копирайт — иначе наследники Джонстона Маккалли (автора Зорро) мигом бы выставили DC на нехилое бабло за эксплуатацию образа ночного мстителя в маске и ч0рном плаще.

Но, тем не менее, винрарные книги писались, пишутся и будут писаться. Например, вдумчивый читатель легко заметит, что сюжеты таких разных книг как «Тёмная башня», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Приключения Буратино», «Волшебник Изумрудного города», «The Road» не сильно отличаются о проверенного веками сюжета «культового приключенческого хоррора для детей детсадовского возраста». Но классный язык, зачотные персонажи и великолепные миры и обеспечили этим книгам заслуженную винрарность. Достаточно сравнить с написанными на тот же сюжет «Метро 2033» или «Звёздной местью».

Примеры употребления

гр.ДЕТИ Три Аккорда
гр.ДЕТИ Три Аккорда
Аккордов всего три!
4 Chords | Music Videos | The Axis Of Awesome
4 Chords | Music Videos | The Axis Of Awesome
За границей аккордов четыре

— Ария воровала музыку у Iron Maiden!

— Ну почему воровала? Просто песни чем-то похожи. Нот-то всего семь.

Фонаты

— Плагиата не было!Это распространенное мнение но это неправда! Единственное сходство — та же тональность гитары — но это не дает право называть плагиатом, такими темпами можно половину музыкантов осудить; к тому же на гитаре всего 6 струн — сходство неизбежно, не знаю кому Цой не угодил, хотя за гитару в группе отвечал Каспарян!

Неоперабельный случай

— Всего на свете 12 нот… Создать нечто совершенно оригинальное из этих 12 нот, тем более по 50 песен в год, как этого требует «Евровидение», — это утопия…

Александр Градский

См. также

Ссылки


Loading comments...