Экзоскелет

Материал из Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску

Эта статья состоит из уныния и отчаяния.
Сделайте с ней что-нибудь.
Пожалуйста.

Первый годный прототип сбежал из лаборатории. FAIL!

Экзоскелет (греч. Εξωσκελετός — «Внешний скелет») — каркас/костюм/доспех/скафандр, повторяющий биомеханику человека и пропорционально увеличивающий усилия при движениях. Внимание геймерам: существует IRL, но работает недолго (аккумулятор быстро садится) и стоит дорого. Хочешь ходить в экзоскелете — таскай за собой генератор на поводке/достань срук «теслу».

В большинстве игр даёт возможность таскать миниганы, гаусс-пушки, и прочие неподъёмные вундервафли. Также в комплекте идут: сверхпрыгучесть, сверхскорость, невидимость, минимальная уязвимость, возможность убивать противников одним ударом ребра мизинца etc.

Экзоскелеты высотой больше 2-2,5 метров превращаются в мобайлсьюты, за мобайлсьютами следует меха, за мехой ОБЧР.

Сабж в культуре

Космодесантник в повер арморе чаптера им. Двача
  • Starship Troopers — в фильме и сериале нету, что довольно иронично, ведь в книге описанные боевые костюмы «Мародёр» являются практически первыми[1] тру, описанными в Sci-Fi жанре. Зато в игре Starship Troopers: Terran Ascendancy они присутствуют визуально.
  • Act of war — костюмы бойцов подразделения «Коготь».
  • Железный человек (и его конкуренты-копии вроде «Красного Динамо»), частично Зеленый Гоблин и многие другие комиксовые супергерои/злодеи, чья сила в технике.
  • C&C, Red Alert — отряды «Штурмовиков» (экзоскелетники с реактивными ранцами и Гаусс-пушками) GDI и Тесла-солдаты СССР. Во втором RA чисто резиновый костюм c металлическим шлемом и рукой, в третьем именно экзоскелет. А также лютая «Росомаха» в Tiberium Sun. В 4-м С&C из-за невзъебенного уровня загрязнения уже все пихоты ходят в экзоскелетах.
  • Chrome: SpecForce — силовая броня с дополнительными функциями, в которую, собственно, экзоскелет и интегрирован.
  • Crysis — нанокостюм, гайдом подтверждено наличие экзоскелета в комплекте.
  • Earthworm Jim: суперкостюм червяка Джима также в самом прямом смысле является экзоскелетом.
  • Fallout: силовая одёжка Братства Стали и стелс-пихоты Анклава.
  • Guyver — ОЯШ в био-экзоскелете.
  • Half Life — костюм Гордона Фримена (только модель HEV mk.5).
  • Halo — силовая броня MJOLNIR mk. IV, V и VI, сконструированная для биологически баффнутых человеков и используемых исключительно ими (ибо обычный дрищ с непривычки экзоскелетом переломает себе все руки-ноги). Начиная с модели mk. V оснащаются энергетическими щитами, а с mk. VI не требуют аптечек для восстановления здоровья носителя.
  • Red Faction II — экзоскелет присутствовал в последней главе игры.
  • Wolfenstein 2009 — особый вид солдат под названием «Тяжёлая пехота» носит огромный прочный экзоскелет. Из-за него сложно догадаться: люди это или гомункулы.
  • StarCraft: скафандр пехотинцев терранов. Зилоты протоссов, по крайней мере ноги. Зерги же, те вообще многие с экзоскелетом рождаются — в биологическом смысле.
  • S.T.A.L.K.E.R — обладание им повышает не столько боевые характеристики сталкера, сколько его ЧСВ, поскольку добыть его в игре пиздецово сложно.
  • Warcraft, World of Warcraft: гоблины вовсю используют паровые крошеры для попила леса. Это именно экзоскелеты, а не меха.
  • Warhammer: доспехи, тысячи их. Спейс марины, хаоты, Тау, хумансы (Сёстры Битвы, ИГ), в некотором смысле эльдары, тираниды (лол, но это таки экзоскелеты, по крайней мере у биологов), Инквизиция etc. Ещё есть варианты вроде Дредноутов, но ЭТО (систему жизнеобеспечения на ногах) экзоскелетом не назвать.
  • Серия игр MechWarrior (и BattleTech в целом). Местная противо-меховая пихота — элементалы, одетые в оные. Специально для доспехов выведена порода людей под три метра.
  • Silent Storm и Silent Storm: часовые — расовые немецкие, советские, пиндосские и террористические панцеркляйны.
  • Star Wars — Dark Trooper Project (3 модель является экзом), некоторые доспехи ситов — да собственно, Вейдерские в некоторой степени можно признать экзоскелетом.
  • Chaser: Вспомнить всё — во время осады станции «Марскорп’а» главгерой использует экзоскелет с пулемётом и ракетницей.
  • The Chronicles of Riddick: Escape From Butcher Bay — сначала дают погонять в варианте для надзирателей, а под конец в довольно интересном гибриде каталки и этого самого экзоскелета.
  • Star Wars: KOTOR — многие смотрели финальный ролик только благодаря данному быдлодевайсу.
  • Alien versus Predator 2 (игра) — до последнего босса нужно топать в том самом погрузчике из фильма Чужие (правда хитрые хумансы понавесили на него кучу оружия).
  • X-COM — Только после того, как оденешь солдат в экзокостюмчики, появляется какая-то успокоенность, что они не будут дохнуть от каждой инопланетянской сопли, пролетевшей рядом. Во 2ом — отдельный класс брони, добавляющий броню и дающий возможность носить тяжелое оружие.
  • Dead Space — толку от него мало, т.к большинство противников могут убить Айзека с двух-трех ударов. Впрочем, по версии создателей игры, так называемые ИКСы (те самые костюмы) будут использоваться всеми и будет их множество вариаций. Костюм Айзека.
  • Bioshock — дизельпанковые поверарморы в стиле атмосферных скафандров, надетые на Больших Папочек и Больших Сестер. Хотя там тоже не все так просто и по ходу игры можно найти упоминания, что серийные модели Папочек скорее киборги и от костюмов в живом виде не отделимы.
  • F.E.A.R — Мобилсайт с двумя миниганами и ракетницами, а еще экзоскелет ростом с человека с пушками на руках. С ними можно превратить в фарш любого параненормального вражину.
  • Целый мульт-сериал Exo-Squad (переведённый надмозгами как «Космические Спасатели Лейтенанта Марша»), практически полностью построенный на идее экзоскелетов.
  • В игре от «Санитары Подземелий» — броня имперского десантника — защищает не очень, учитывая, какие вундервафли появляются у противников ближе к концу игры.
  • В MMOFPS PlanetSide и PlanetSide 2 тоже имеются экзоскелеты — MAX'ы, которые Mechanized Assault eXosuit, переведенные иннововскими надмозгами как Механизированные Автономные Костюмы Солдата. Это единственный пехотный класс в игре, надеть который стоит ресурсов, но носитель получает две некислые плюшки: стрелять с двух рук, при этом подбирая пушки по своему желанию для каждой лапы, и дохнуть в два раза медленнее, чем эти жалкие людишки.
  • В Call of Duty: Advanced Warfare сабж использует главный герой и его союзники, причём экзоскелетов тут целых два вида: Штурмовой костюм позволяет делать двойные прыжки, а Специалист — юзать щит и slow-mo. Мобайлсьюты тоже прилагаются.
  • В Overwatch фапабельная 19-летняя (!) южнокорейская киберспортсменка D.Va мочит всех и вся, не вылезая из розовой мехи.
  • В Dead Rising 4 сабж увеличивает силу и позволяет брать в руки разную тяжесть. Но, несмотря на это, заряда у него хватает лишь на несколько минут. И ещё он редкий, как и прочие аптечки в серии DR.
  • Упоминается в фильмах: «Железный человек», «Бросок кобры», «Грань будущего», «Чужие» и т. д.

Не забудьте «Район № 9». А также в б-гоугодной «Матрице», где эти самые экзоскелеты крошили армии неведомых летающих роботов-осьминогов.

Повер Армор

Не стоит путать Power Armor и экзоскелет сам по себе — существующие IRL прототипы экзоскелетов тому наглядный пример. Экзоскелет сам по себе — это именно скелет, опорно-двигательная система, расположенная не внутри тебя (эндоскелет), а снаружи. И защиты голый экзоскелет по умолчанию не приносит. Другое дело — то, что наличие экзоскелета по умолчанию увеличивает общую грузоподъёмность получившегося киборга, и желание присобачить на него сверху танковую броню\сотни кевлара появляется само собой. Тем более если представить, сколько свистелок-перделок туда можно навставлять: систему автономной фильтрации воздуха, встроенную радиосвязь, виртуальный целеуказатель и даже GPS-навигатор, чтобы отслеживать каждого юнита в прямом эфире. Короче, мечта любого генерала. Поэтому всякая силовая броня — экзоскелет, но не всякий экзоскелет — силовая броня.

Впервые что-то, очень похожее на сабж, засветилось в достаточно винарном романе классика американской фантастики Роберта Хайнлайна «Звездный десант» аж в 59 году . Там десантура резво сигала на планету в «бронескафандрах» с реактивными ранцами. Но вот само название Power Armor, видимо, было введено впервые с выходом первой редакции Вархаммера 40к в 1987. По крайней мере, благодаря популярности Вархаммера 40к, все предыдущие источники упоминания бронированных экзоскелетов померкли в пучине Варпа, и впредь синонимом «броньки со встроенным термоядерным движком» стал именно Power Armor.

Следующий шаг в популяризации названия — Fallout. Если в Вахе повер армор был уделом исключительно всяких VIP-ов (таки да, включая и маринад, который управлялся с ним ловчее всего благодаря специальным имплантатам), ибо для ношения оного требовались сотни денег и мигалка, то в Фоле можно было отправляться на поиски девайса сразу при выходе из убежища — носить его мог кто угодно, главное найти. Так как повер армор являлся там бесспорно лучшей бронькой (ещё и давал +3 или +4 к силе), нахождение его стояло первым пунктом в списке «to do» у вновь Вышедших из Убежища. Второй Фол, сыскавший ещё больше популярности, чем первый, предлагал более заманчивую перспективу — вместо того чтобы следовать по основной сюжетной линии и получить доспех в общем порядке, можно было в самом начале игры забить на всё и (спойлер: херачить через всю карту вниз в Сан-Франциско, брать квест(ы) на поиски чертежей, и затем на базу Наварро за продвинутой версией повер армора). Неудивительно, что после такого простора действий (ведь любимою броньку можно было ещё и проапгрейдить), повер армору посвящали стихотворения и писали гимны. Собственно, товарищ, одетый в повер армор, является неофициальным маскотом серии Fallout.

Arcanum, являющийся по сути Фолом в стим-панковом сеттинге, за идеями ходить далеко тоже не стал — там имеется местная версия повер армора — Machined Platemail (рус. Механизированный Пластинчатый Доспех, фан. Паровозик). Правда, здесь у него имеются конкуренты: гному-технику больше бы подошёл Iron Clan Armor, а магическому персонажу технические броньки вообще противопоказаны. Но куча лулзов от надевания на своего перса этой механической броньки все равно гарантирована — персонаж становится настоящим человеком-паровозом и внешне начинает смахивать на бравого ССвского убер-зольдатена.

  • Бытует мнение, что в Робокопе 1987-го ГГ использует Power Armor. Однако это не совсем верно, так как Мёрфи полностью интегрирован в свой костюм (без возможности снять, ага) и существовать вне его не может в принципе. Так что в данном случае разумнее все же говорить о киборге.

Сабж в жизни

Простой японский крестьянин

Профит с использования экзоскелетов предполагали поиметь военные, ибо солдат, обладающий мощью танка и способный спрятаться в шкаф, может в одиночку принести демократию в любой горный аул. Правда, если жители горного аула имеют у себя парочку таких же штук РПГ, то крепость экзоскелетов становится недолгой. Первый разработанный вариант (куча фоток в инете) работал ещё в 60-е гг. (Hardiman).

Также планируется использовать девайсы в помощь инвалидам (вместо коляски), спасателям (вместо подъемных кранов и бульдозеров) или японским крестьянам, чтобы спинку себе не надорвали.

Но в основном все ограничивается прототипами[2], по причине того, что нормальный экзоскелет ещё не сделан и что человеческое тело — один из наиболее сложных с точки зрения механики объектов в природе. Over 200 звеньев скелета, соединенных несколькими типами шарниров в разнообразнейшие кинематические цепи, дают на выходе весьма высокую сложность задач управления всем этим хозяйством, да и аккумуляторы надо будет заряжать чересчур часто. Такие дела.

Что самое обидное — крабы, пауки, например… да чего там, тараканы — и те используют экзоскелеты многие миллионы лет. Разумеется, естественные, а не рукотворные. Впрочем, он эквивалентен по функции внутреннему человека — и завидовать нечему, ибо у нас модель продвинутая. Главная хреновая особенность экзоскелета членистоногих — то, что он не умеет расти вместе с хозяином. И потому злополучному раку или пауку приходится очень много потрудиться, чтобы подрасти. Зверушке нужно буквально лезть вон из кожи, покидая собственный панцирь. Алсо, так же поступал и доктор Зойдберг. Только у земных членистоногих панцирь укрепляется сам, а не покупается в магазине, как хотел сделать Зойдберг. Во время линьки у раков и пауков отрастают оторванные конечности. А вот насекомые, обретя крылья, больше не растут (кроме подёнок). Зачастую во время линьки к старому раку приходит старуха с косой. Так что ношение экзоскелета даёт не только профит. Но вот поверармора у членистоногих нет…

Японские учёные давно ведут разработки экзоскелетов с несколько другой целью — восстановления подвижности у людей с травмами позвоночника. И порой это у них получается.


"Хёндай" корейский придумал проще: сделать агрегат, всё время поднимающий руки вверх (чтобы на конвеере работать под днищем новых авто) и назвал сей грязный хак рук "экзоскелетом".

Галерея

Примечания

  1. en.w:Artificial powered exoskeleton#In fiction
  2. Уже сейчас в Японии можно купить вполне себе экзоскелет. Как например Hybrid Assistive Limb, а Американцев есть уже готовые к серии (и таки уже проходящие обкатку в армии) экзоскелеты HULC
  3. Да, это называется экзоскелетом, однако выполняет ту же функцию, что и обычный скелет: благодаря ему пауки и прочие богомолы не превращаются в желе.

Ссылки


en.w:Powered exoskeleton w:Экзоскелет

Loading comments...