Участник:Rpy3uH/Древний Китай

Материал из Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску

Историю пишут победители

Ну да, так уж повелось — в том числе и в Китае. Каждая новая династия, вступая на престол, создавала комиссию историков, в задачу которой входило написание истории предыдущей династии. Таким образом накопилось 24 истории — по числу правивших династий.

ИЧСХ, новая власть для обоснования своей легитимности интерпретировала события прошлого по-новому, что ничуть не скрывалось и очень даже приветствовалось. Конфуцианство это даже поощряло: Поднебесной может править только тот, кто обладает высшей добродетелью (дэ). Кто победил в борьбе за престол — то и самый добродетельный, вот и вся логика. ИЧСХ, дрочка на «правильную историю» была и остаётся по сей день — даже коммунистическая революция использовала те же идеологические принципы, что и все царства.

Откуда есть пошёл народ китайский?

Китайские торадиционалисты любят стоять на том, что их Поднебесная — исключительно самобытная страна, населённая исключительным народом, имеющим Свою Историю и Своё Происхождение. Увы, это не так.

Китаефагам стоит напоминать, что даже самые древние (раскопки Динцунь, например - это 200-150 тыс. лет до н.э.) гоминиды на территории Поднебесной имеют явные немонголоидные черты. Особо упоротые наци-китаефаги заявляют, что их народ произошёл -держитесь крепче! - вообще от синантропов (живших, к слову, 600-400 тыс. лет назад). На такие заявления сложно отвечать серьёзно - как-никак, с момента вымирания синантропов полмиллиона лет успело пройти, а процесс сапиентизации начался едва ли 40 тыс лат до н.э.. А если сравнивать все наци-версии "особого пути развития китайской раSSы", то ВНЕЗАПНО оказывается, что для всех находок такой древности характерна морфологическая нечёткость, т.е. китайцы ни от какой "единой расы" не происходили. Это признавал даже Карл Кун, тот ещё сторонник "чистых линий".

Так откуда же взялся в Китае человек разумный?

Прежде всего - стоит помнить, что неолитическая революция, в ходе которой появился человек современного типа, была явлением разовым (это разные виды человеков ). Все её следы, шаг за шагом, прослеживаются только в одном регионе планеты - на Ближнем Востоке; в остальных участках мира она начинается уже с какого-то этапа. Это справедливо для всех очагов цивилизации - и для Египта, и для Греции, и для Италии, и для Китая. Конкретно на территории будущего Китая заселения происходили многократно, в несколько этапов.

Первые действительно неолитические культуры в Китае - это поселения w:Яншао, которые даже самые смелые археологи датируют VI-V тыс. до н.э.. ВНЕЗАПНО, ничего особенно китайского в этих поселениях нет: жилища - квадратные или круглые полуземлянки с жердево-земляным покрытием, небольшим очагом и обращённым на юг входом; неподалёку от жилья - амбары хранения продовольствия и загоны для скота; имелись пара мастерских по изготовления орудий труда и обжига керамики; вне поселения - захоронения с нехилым таким погребальным инвентарём. Большинство орудий (иглы, крючки, наконечники стрел) было костяными, каменными были разве что топоры, ножи, тесаки, долота, молотки, зернотёрки и серпы.

Уже на рубеже III-II тыс. до н.э. культура Яншао быстро, решительно исчезает, вытесняясь культурой Луншань. ИЧСХ, все новшества имеют западное происхождение: гончарный круг, ближневосточные сорта зерна (пшеница) и ближневосточные же породы животных (козы, овцы, коровы). Образ же жизни оставался прежним: поселения располагались на высоких берегах речных долин; основу питания составляло мотыжное земледение, собирательству и скотоводству уделялось немного времени.

С проникновением бронзы (ко II тыс. до н.э.) ситуация стала меняться - культуры w:Эрлитоу и w:Эрлиган уже имели избыточный продукт, на который можно было содержать административный аппарат. Начинается стороительство дворцов и использование металла для украшений, а не в качестве орудий труда. Это принципиальный момент: ранних образцов бронзы явно китайского происхождения не обнаружено до сих пор; в Эрлитоу и Эрлингане бронза появляется уже развитая, вычурная. За те несколько веков, что отделяют позжние слои Яншао (Цицзя, например) от Эрлитоу такая развитая металлургия появиться просто не могла; она обязана была проникнуть откуда-то извне.

Наконец, к рубежу II-I тыс. до н.э. в Китае появляются два важных элемента - письменность и царские гробницы. Наиболее древним памятником этой эпохи является w:Аньян, где действительно ВНЕЗАПНО были обнаружены захоронения знати с боевыми лошадями и колесницами. Это при том, что ни колесниц, ни повозок, ни даже гончарного круга неолитический Китай не знал, равно как не знал он и одомашненной лошади. А пригодных для колесниц пород лошадей в тех районах (да и в Сибири, кстати, тоже) не выведено и не существует и по сей день; таковые породы вывели митаннийцы и хетты. Боевые колесницы тоже они, кстати, изобрели. Упоминание этих фактов вызывает острую попаболь китаефага. Так же будет неприятен ему и факт наличия в китайских захоронениях украшений в типичном индоевропейском «зверином стиле», и относительно неплохо сохранившихся колесниц индо-арийского типа.

Непонятно, как такие колеcницы могли оказаться в устье Хуанхэ, так что срач идёт и среди историков - самая убедительная версия состоит в том, что вундервафли попали в Китай при посредстве племени тохаров (родственники юэчжей, не путать с псевдотохарами!), кочевавшими вдоль границ. Так или иначе, несомненно, что с самых ранних стадий развития Поднебесная регулярно подвергалась "заселениям" извне.

Легендарные династии

Создание легендарных династий — обычная практика в древних государствах. Так, в древнем Египте фараона считали потомком богов и даже живым богом на земле. В Японии императорский дом выводили от богини света. В Швеции Снорри Стуралсон рассказывал о переселении асов с Волги на земли Швеции и о происхождении от них всех шведских королей того времени. Нет ничего удивительного, что и в Китае была предпринята попытка создать легендарных правителей — это был самый надёжный способ доказать легитимность текущей власти в условиях древнего общества.

Если быть точным, эти легенды были сложены в период Чжоу на основе народных сказаний и легенд. Целью являлось доказательство цикличности истории государства — к власти приходит достойнейший, а санкционирует передачу власти Небо (подробности — ниже). Легендарная династия носила имя Ся, что имеет логическое объяснение. Именно таким иероглифом в раннечжоуский период (Хуа-ся) обозначали весь известный в то время Китай. Стоит заметить, что в ранних главах «Шуцзина» нит ни дат, ни имён — только самый общий контур, и лишь в период 7-6 в. до н. э., когда власть чжоу пошатнулась, запись истории была запущена снова, были дописаны новые главы «Шуцзина», в которых появились и имена, и герои, и даты, и сквозной сюжет.

Впрочем, ничего нового китайские легендарные правители не представляют: они были круты и справедливы, правили долго и счастливо, но со временем их род утратил праведность (дэ) и потому на их место пришли новые династии. Аминь.

Алсо, именно к этой династии китайские торадиционалисты относят ооздание "Книги перемен" (И-цзин). Приписывают её авторство правителю Фу Си, жившему в 3 тысячелетии до нашей эры - но мы-то знаем, когда образовались первые государства Китая. Впрочем, про саму книгу будет подробнее сказано ниже.

К XX веку серьёзные учёные в эти мифы давно уже не верили, а Шан тоже считалась легендарной никогда не существовавшей династией. Но вдруг один учёный получил (воистину внезапно) в аптеке кусок черепашьего панциря с древними письменами — всю его степень охуения и ужаса можно представить! Аптекари, откопав древние документы легендарных династий, не нашли им лучшего применения, чем истолочь их в ступе в порошок и продавать как «чудодейственное лекарство»!

Шан (XIII—XI в. до н. э.)

Именно это протогосударство вдохновило дедушку Маркса на поиск сущности культуры восточных обществ — «Восточных тираний». Суть явления проста: власть в Шан уже была, а собственности (тем более частной) — ещё не было. Именно отсюда Маркс высосал идею о том, что существует «особое», «азиатское» общество, где аппарату власти во главе с верховным собственником («восточным деспотом») противостоит коллектив земледельческих общин. Эта идея хорошо прижилась и теперь выросла в шаблон. Хотя, на самом деле, протогосударство Шан существовало достаточно давно и всего лишь переживало период распада родоплеменных отношений.

Шан по сути было родоплеменной общностью, с вождями и личной стражей, но именно его считают первым государством Китая.

ЧСХ, культура Шан сильно совпадала с ближневосточными культурами: совпадали (или перекрывались) и календарная, и астрологическая традиции. Конечно, стены строили не из кирпича (как на Ближнем Востоке), а из хан-ту - утрамбованных слоёв земли и глины, ограниченных переборками, но это был фактический аналог кирпича. С Ближнего Востока проникала и нямка (бобы, фасоль, конопля), домашняя скотина (куры, утки, гуси, козы, собаки). ЧИсто китайским изобретением оказался только шёлк.

Особенно проступает различие между верхушкой Шан и низами. Только представители аристократии использовали колесницы и лошадей, бронзовое оружие и украшения. И здесь проступает принципиальный для Китая момент: разница были не расово-этнической (как в бассейне Ганга между ариями и аборигенами) , а чисто административной. Пришлое население успело раствориться в протомонголоидном этносе, осталось только деление по имущественному признаку.

Центральным (пожалуй, даже единственном в государстве) городом являлась столица, где проживал шанский правитель-ван, его воины, ремесленники и администрация. Здесь же располагались государственные поля, на обработку которых чиновники-сяожэнь призывали крестьян-чжун. Поля были реально огромными - так, в уже упомянутом Аньяне был раскопан склад с 3 тыс. серпов. За этой центрально-административной, небольшой зоной, располагалась вторая - причём совершенно иная - область региональных владений. Управляли ею непосредственные подчинённые вана - по титулам перечислялись 35 хоу, 40 бо, 64 фу, 53 цзы и какое-то количество тянь и нань. Поселения-и, упоминаемые в надписях, по сути являлись обычными деревнями. Насчитываемые таким образом 200 владений в письменной традиции отражены слабо - и то только в тех случаях, когда через какое-либо владение проходит войско. Отсюда же известны и размеры государства (круг/эллипс в 150 км. диаметром), и его население (150-200 тыс. человек). Вне двух этих зон, называемых внутренним поясом (нэй-фу) располагалась аморфная третья зона внешнего пояса (вэй-фу), населённая чуждыми племенами.

Война с этими внешними племенами, судя по записям, никогда не прекращалась. Служба вану, выполнение "дела вана" - важнейшая обязанность вассалов из "второго пояса", как бы прикрывающего столицу.

Шанский ван, как это бывало и на Ближнем Востоке, совмещал в себе функцию и правителя, и первосвященника. Именно он исполнял ритуальные службы в часть предков-ди, именно он выступал как посредник между мирами живых и мёртвых. "Я, Единственный" - писали о себе ваны. Власть вана, кстати, поначалу (правление У Дина, XIII в. до н.э.) не наследовалась от отца к сыну, но переходила по старшинстве в роду - т.е., от старшего брата к среднему, потом к младшему и т.д., и лишь после окончания всех братьев власть брал старший сын старшего брата. Оформление наследственной ( от отца к сыну) власти закончилось к правление У Ди в XI в. до н.э. - т.е., под занавес самих Шан.

При Шан совершился критичный для Китая переворот в мировоззрении - выпадение мифологии. Традиционное мифическое мышление, ярко выраженное в период Яншао и Луншань, угасло в период Эрлотоу-Эрлиган; при Шан практически нет изображений ни богов, ни героев, ни даже культовых сооружений. Особенно ярко проступает этот факт, если сравнить культуру Шан с современными им государствами Индии, Южной Америки или Ближнего Востока, где культ богов и героев занимал первое место. Шан упомниают имена предков - но не дают ни намёка на их деяния, на древние предания и даже на сколь-нибудь заметные события в прошлом; истории как бы не существует. На фоне ариев в бассейне Ганга, чьи варны свято хранили своё прошлое, это как-то рвёт шаблоны. Принято считать, что с Шан случилась как бы амнезия - однако куда вероятнее, что верхушка сознательно старалась забыть, вымарать из памяти прошлое. Это подтверждает гипотезу о инородности правящей верхушки - ассимилировавшись местным населением, они стремились забыть свою былую "инаковость". К слову, на Руси точно так же вели себя Рюриковичи - исходно инородцы, ассимилировавшись с аборигенами они никогда не вспоминали об "инаковости" своих предков.

Шанцы любили набигать на соседей — а как же, ведь имелись и колесницы, и копейщики, и лучники… Что ещё нужно стратегу? Вот только был у этого и побочный эффект: соседние племена ускорялись в развитии, в них тоже выдвигались вожди, формировалась протогосударственная структура… А поскольку Шан набигали на всех по очереди, то очень быстро сложилась антишанская коалиция соседних племён, большую роль в которой сыграло племя чжоусцы, кочевавшее к западу от Шан.

Чжоу

Как и положено Великому Императору, правитель чжоусцев Чан был зачат хитровыебанным способом: его мать забеременела, наступив на след великана. Императором, правда, парень был так себе - в основном он преуспел в сборе урожая, за что получил от шанского вана титул хоу-цзи, т.е. "князь-просо". Получив таким образом имя, этот самый Цзи вместе со своим народом прокочевал до конца своей жизни вдоль западных границ Шан и ничем больше не отметился. Своих земель чжоу не имели ещё несколько поколений - даже при Гунь Лю чжоу кочевали в бассейне Вэй, являвшейся притоком Хуанхэ - и лишь при Гугуне Дань Фу закрепились на месте. Дань Фу женил своего младшего сына Цзи Ли на шанской аристократке Тай Жэнь, через что молодой наследник получил титул си-бо ("правитель запада"). Сын Цзи Ли и Тай Жэнь, Вэнь, вырос уже не в кочевой семье, а вполне в полупридворной, так что активно принялся изучать шанскую культуру, насаждать шанские вундервафли типа колесниц и бронзовых мечей. Под конец жизни Вэнь принял вообще-то сугубо шанский титул ван и сколотил против шанцев неслабую коалицию. Окончательно уконтрапупить родственников по матери Вэнь-вану не удалось - этим занялся его сын Фа, в 1027 г. до н.э. победивший войско шанского вана Чжоу Синя и ставший единственным ваном под именем У-ван.

Западное Чжоу (XI—VIII в. до н. э.)

Название периода происходит оттого, что стоица чжоу (новая Лои и старая Цзунчжоу) находилась к востоку от их прежних кочевых угодний, т.е. в западной части Поднебесной.

Захватив столицу Шан, У-ван устроил массовые жертвоприношения предкам. Причём не своим, а предкам шан (шан-ди) — показывая, таким образом, что он не претендует на верховную власть Неба или на власть над Шан, но как бы просит благословения у Неба на продолжение и преемственность. Так культ передачи власти (мандата) Неба был оформлен в истории. У-ван, кстати, не стал узурпировать власть -

новым главой государства был поставлен сын покойного Чжоу Синя, У Гэн; а чтобы парень не отмочил чего, за ним присматривали братья У-вана - Гуань-шу и Цай-шу. Династию Шан не стали вырезать под корень, а просто переселили чуть подальше, а когда один за другим экс-правители умерли, это было сочтено знаком Неба и даже карой за грехи. Так оформилось представление о том, что к власти приходит только самый добродетельный.

Под занавес У-ван приказал заложить восточнее кочевых владений новую столицу - Лои. Это, однако, не помогло - захват власти (пусть даже под предлогом того, что Чжоу Синь был плохим правителем) казался современникам нелегитимным. ЧСХ, когда У-ван умер, завещав всю полноту власти своему сыну Чэн-вану, регентом при котором состоял его третий брат Чжоу-гун, два первых брата (Гуань-шу и Цай-шу), приставленные вообще-то к У Гэну, усмотрели в этом узурпацию власти и подняли мятеж. После трёхлетней гражданской войны Гуань и Цай вместе со своими сторонниками были поголовно вырезаны и власть отошла Чжоу-гуну, который разработал идею Мандата Неба и по имени которого стала называться дингастия.

Со времён Чжоу-гуна «шан-ди» стало употребляться в единственном числе, а не во множественном; вместо культа предков Шан (шан-ди) оформился культ Божества Неба (Шанди). Кэп намекает, что это было выгодно завоевателям: поклоняться не предкам завоёванного народа, но абстрактному небу. Которое не принадлежит вообще никому, зато ему принадлежит всё. Да, «тянь-ся» стало со временем означать не просто «то, что под небом», а «то, что под властью неба». Так же стало считаться, что «дэ» можно копить, а можно и утратить — этим, мол, и обусловлено падение предыдущей, грешной династии. В общем, несколько схоже с кармическими представлениями. До кучи была выдумана династия Ся, которая будто бы утратила дэ и была смещена Шан - точно так же, как Шан были смещены Чжоу.

Чжоу очень многое заимствовали у Шан — и идею власти Неба, и культуру… Но их собственная история прихода к власти казалась несколько случайной, поэтому был придуман миф об ещё более раннем государстве — Ся. Как несложно догадаться, Шан в таком мифе не нуждались, поэтому Чжоу придумывали всё с нуля. Базой стали народные сказания, а «неоспоримыми доказательствами» — городища позднего неолита. Таким образом была заложена концепция цикличности истории Китая: когда старый правитель утрачивает Высшую Добродетель «дэ», его династия пресекается и на трон восходит новая, «праведная». Но правило «кто владеет прошлым — владеет и будущим» тут долго не проработало: Чжоу сами оказались заложниками своих теорий. Последние правители этой династии были слабы и изнежены — то есть, лишены «дэ», так что их свержение и установление новой династии было воспринято как абсолютная закономерность и воля Неба. А что — кто победил, тот и прав!

Госаппарат же по сути оставался прежним, шанским - сохранялась прежняя схема администрации, сохранилась схема региональных владений, на своих местах сохранились чиновники, на своих местах сохранились высшие военные чины. Глава государства как и прежде назывался ван, а три его ближайших помощника носили титулы гун. По нисходящей следовали титулы: тай - тай-цзай (великий управитель), тай-бао (великий воспитатель) и тай-цзун (великий церемонимейстер); сы - сы-ту (управляющий сельским хозяйством), сы-кун (управляющий ремеслом и строительством), сы-ма (управляющий военными делами). Вся эта тройственная система была скопипащена - но она не могла остаться неизменной.

Верных подданных надо было как-то награждать - и вот чжоу анчали изобретать новые титулы. Так, вэйский Кан-шу за участие в подавлении мятежа получил новый титул сы-коу (что-то типа судьи и надзирателя). Как-то надо было наградить всех этих шанских хоу, бо, цзы - и прочих, прочих мелких, но много мнящих о себе князьков одной деревни. Единожды получив титул (а с ним - и должность), местечковые правители твёрдо держались за них и передавали по наследству. Итог оказался закономерен - рост власти на местах, фактически децентрализация государства. В ходе аннексий и междоусобных войн одни уделы поглотили другие, не особо обращая внимание на вана, хотя и признавая его божественную волю. Уже к 948 г. до н.э. (за первые 3/4 века правления чжоу) эти процессы оказались запущены в полную меру; к восшествию на престол Му-вана (947-948 г. до н.э.) Поднебесная оказалась вполне себе вассальным государством. Пусть и не гранитно-прочная, но уже сложившаяся система титулов гун-хоу-бо-цзы-нань почти идеально соответствовала системе герцог-маркиз-граф-виконт-барон. И, как в Европе веками спустя, в чжоуском Китае закалённые в междоусобицах герцоги решили бросить вызов вану.

Неугодный местной знати Ли-ван был свергнут в 842 г. до н.э., а на трон был возведён его малолетний сын Сюань-ван. И, как в этих ваших европах, при малолетнем правителе был создан регентский совет (гунхэ - дословно, "совместное правление"), управлявший страной без малого 14 лет. Но даже став единоличным правителем, Сюань-ван (827-782 г. до н.э.) прежней полноты власти восстановить не смог; его сын Ю-ван (782-771 г. до н.э.) и вовсе оказался убит. Лишь при помощи нескольких верных вассалов-чжоухоу удалось спасти наследника Пин-вана - его перевезли в восточную столицу Лои, на чём история Западного Чжоу и закончилась.

Восточное Чжоу: Весна и Осень aka Чуньцю. Начало конца (VII—VI в. до н. э.)

С переездом Пин-вана в восточную столицу Лои Поднебесная окончательно превратилась в децентрализованное государство, где ван имел лишь небольшой домен да авторитет Сына Неба, а реальная полнота власти находилась в руках у местечковых правителей. Центром политиечской жизни Лои перестал быть почти сразу после смерти Пин-вана - менее, чем за 50 лет. Именно с 722 г. до н.э. и начинается период, опсанный в летописи Чуньсю ("весна-осень).

Новыми центрами становились наиболее могущественные из вчерашних наследственных уделов - сначала Ци (крайний восток Китая, устье Хуанхэ), потом Цзинь (огромное царство на западе), и далее, тысячи их! Мелкие княжества (Вэй, Сун, Чжэн, Лу и прочие) сами по себе хотя и не играли роли, но вносили значимый вклад, создавая коалиции. В самых общих чертах, карта выглядела так: на северо-востоке Ци, рядом с ним к северу - Янь, северо-западнее - Цзинь, восточнее него - Вэй, юго-восточнее и за Хуанхэ - домен вана с царствами-сателлитами Чжэн и Сун. Восточнее Сун и южнее Ци находилось Лу, к югу от которого находилось полуварварское Чу. Ещё восточнее, в бассейне Хуай и Янцзы, находились У и Юэ. Вокруг всех этих царств кочевали разные племена (жуны, и, ди), под влиянием Чжоу таки приобретшие своих вождей.

Устройство этих многочисленных княжеств и уделов было целиком и полностью скопировано с устройства правящего дома Чжоу. В этом и состоит принципиальная разница между периодами Западного и Восточного Чжоу: местечковые правители, чжу-хоу, были уже не назначаемыми чиновниками, время от времени узурпировавшими полномочия во вверенных провинциях, но полноправными хозяевами этих провинций вплоть до узаконенного права наследовать землю, должность и титул старшему из своих сыновей. Сыновья же могли - вопреки воле отца! - пересраться, перерезать друг друга, так что чжоуский ван зачастую просто "утверждал" на должность фактически вышедшего победителем. Так что право наследования, укрепившееся в европейском феодализме под термином w:примогенитура, в Китае так и не прижилось - зато появилось другое правило, чисто китайское, абсолютно чуждое европейскому феодализму. Таким правом для чжу-хоу в период Чуньцю стала возможность создавать новые удели в рамках старых - до 745 г. до н.э. подобное мог совершать только чжосукий ван. Оно в принципе и понятно - абсолютно все царства приеода Чуньцю возникли в ходе завреваний и аннексий соседних уделов периода Западного Чжоу.

Это было уже нихуя не смешно: любое приличное царство состояло из 3-4 уделов, а крупное - из 5-6, причём во главе каждого из таких уделов находился свой собственный клан цзун-цзу. Глава такого клана, цин, наследовал удел со всеми потрохами точно так же, как делал это чжу-хоу; такая схема очень быстро привела дичайшему росту числа дафу ("большой человек", начальник) и расползанию страны на лоскутки. Все эти дафу и цины под грузом своей важности стремительно окуклились в типичную аристократию - со всеми заёбами в аристократическую этику, бла-ародство и куртуазность. Для всех этих трёх европейских терминов в Китае существовал один общий - лу, что-то типа "этика и ритуальный церимониал". ЧСХ, законным правителем при любом раскладе считался только чжоуский ван - не засчёт армии или авторитета, но засчёт титула Сына Неба.

Китайский феодализм привёл к тому, что из 259 лет периода Чуньцю лишь 38 обошлось без войн. В ходе войн завоёванные города не просто разоряли, а делили умножали их население на ноль. Чтоб не бунтовали потом. Дошло до того, что в 685 г. до н.э. междоусобицу начали братья-престолонаследники Цюй и Сяо Бо, не сумевшие поделить трон! Аристократия под такое дело получила свой особый титул цзюнь-цзы — «благородные мужи» и неистово фапала на него. Дальние потомки правящего вана (4, 5 поколение и более) постепенно утрачивали генеалогические права на престолонаследие, создавая тем самым особую прослойку - ши. Самые низовые аристократы, фактически князьки одной деревни (не вписавшиеся ни в цины, ни в дафу) стали до кучи называть ши и себя. Попытки контролировать население выливались в увеличение чиновничьего аппарата и, как следствие, ещё большую децентрализацию. Правительство наращивало армию, у границ случались восстания, их топили в крови…

Пытались снова переписать историю: мол, сначала Китаем правили мудрецы (ди-дао), потом — мудрые, но не в такой степени, легитимные правители, благословенные небом (ван-дао), а сейчас — мудр… мудаки полные не очень мудрые, не очень хорошие, не очень легитимные, но уж какие есть (ба-дао). Традиционная китайская историография указывает 5 правителей-ба, т.е. "узурпаторов". Именно к категории ба и относили наиболее могущественных местечковых правителей (чжу-хоу) - Хуань-гуна из Ци и Гуань Чжуна из Ци. Вообще, с период Чуньцю оформилась просто охуительная двуступенчатая схема устройства общества: наверху - аристократы всех мастей, обслуживающие их чиновники, воины, ремесленники, слуги и даже рабы; внизу - крестьяне-шу-жэнь, фактически бесправное быдло, населяющее деревни-общины. Формально в период Чуньцю было провозглашено (впоследствии оформлено Конфуцием), что "Поднебесная - для всех" (тянься вэй гун), что народ - это самое главное, что всё существует во имя народного блага, что не понимающий этого правитель - не правитель вовсе и заслуживает низвержения, но на деле народ и госаппарат оказались полярны друг другу. Здесь-то и лежит финальное отличие китайского феодализма от европейского: эти две социальные лестницы никогда не пересекались и, строго говоря, не имели обратной связи. Если госаппарат, по официальным высказываниям - это голова, а народ по официальным же высказываниям - это руки и ноги, то смеет ли руки или нога указывать голове? И схема эта просуществовала до самого конца "классического" Китая - до XX века.

По чжоуской же логике выходило, что чжоуские ваны либо утратили дэ полностью, либо ослабили его до такой степени, что Небо задумалось о передаче мандата. Итог закономерен — неприятие власти центрального царства Чжоу. Периферия всё сильнее отстаивала свободу от центра, царства воевали друг с другом, варвары набигали, Чжоу слабели и в итоге пали под натиском бывших соседей-сюзеренов. Что интересно, «Период сражающихся царств» относят к эпохе Восточного Чжоу, хотя само царство Чжоу прекратило существование за 35 лет до окончания Эпохи Сражающихся царств.

Восточное Чжоу: Эпоха Воюющих Царств aka Чжаньго (V—III в. до н. э.)

За период Чуньцю местечковые правители чжу-хоу успели понять, что создание мелких княжеств ведёт к ослаблению их власти, так что закономерно было прекращено создание новых уделов и началась ликвидания уже имеющихся. Первоначальная попытка заменить близкородственные уделы-кланы цзун-цу на неродственные торжественно провалилась - традиции брали своё вне зависимости от степеней родства. Так был взят курс не просто на ликвидацию уделов-кланов, но на их уничтожение - физическое истребление наслледственной знати как таковой. Для этой цели правители стали прибегать к услугам низовой аристократии-ши, представители которой могли рассчитывать на чиновничью должность, но без права наследования и с условиями полного подчинения начальству. Могущественное царство Цзинь в ходе такой перестройки распалось на составляющие его уделы - Хань, Чжао и Вэй (это другое Вэй, отличное от прежней провинции и обозначаемое другим иероглифом); с этого события и начинается эпоха Чжань-го, Эпоха Воюющих Царств.

В таких условиях высшей аристократии пришлось искать какой-то новый идеал общественного устройства. В первые же годы Чжань-го оформилось как минимум две модели, различавшиеся целями и средствами достижения желаемого идеала - это были модели Чжоу-Лу и Ци-Цзинь.

Дом Чжоу, домен вана, был сакральным центром, фактическое величие которого было утрачен ещё в Чуньцю и навсегда лежало в прошлом. Отсюда - ностальгия по прошлому, стремление во всём держаться старины, дрочка на традиции. Чжоу запустили работы над вторым слоем "Шу-цзина" со всей идеологией, отстаиванием легитимности вана и идеалами времён Яо, Шуня и Юя. Дом Лу, удел великого Чжоу-гуна и родина Конфуция, так же держался старины - вся их власть и могущество держалось на родстве с домом вана. В "Ши-цзине" содержались только шанские, чжоуские и луские гимны и ритуалы - больше никаких! - так что Лу не могли отказаться от старой модели. Такая модель требовала тщательного уважения ритуалов и старины, уважения высшей аристократии с её кланами и этическими принципами, воспевания патернальной формулы государства (государство - семья, правитель - отец родной). Можно даже сказать, что не Конфуций создал лускую модель, но чжоуско-луская можель породила Конфуция.

Можель Ци-Цзинь предполагала совершенно обратное - ориентацию на реалбность, на власть силы (в том числе, гегемонов-ба), на реформы. Со временем большинство государств встало именно на этот путь: в Ци реформы проводил Гуань Чжун, в Чжэн - Цзы Чан, а в Цинь - Шан Ян. Расходясь в целях, все модели сходились на том, что для их достижения требовалось сильное центрально государство, ослабление местной знати (сначала) и богатого частного собственника (позднее). Под такими лозунгами и протекала Эпоха Воюющих Царств.

Соперников осталось немного: Цин, Чу и Ци. Куда меньшими силами обладали Чжао, Хань и Вэй, образовавшиеся из распавшегося Цзинь. Совсем редко выступали северное Янь и южные У и Юэ. Окончательно пришли в упадок и были поглощены Чжэн и Сун. Домены Чжоу и Лу сохранили независимость лишь на правах небольших анклавов. В целом же воевали три крупнейших - Цин, Чу и Ци - при поддержке экс-цзиньских земель Чжао, Хань и Вэй, а так же северного Янь. Поэтому принято говорить о "семи сильнейших" в Чжань-го.

Мобилизационные ресурсы крупных княжеств позволяли собрать на время махача миллионную армию, но постоянные армии были гораздо скромнее: всего-то около каких-то жалких 100 тысяч. Небывалые мобилизационные ресурсы связаны со становлением китайского госаппарата, по тем же самым спискам, по которым собирались налоги, государство могло невозбранно приказать снарядить пехотинца для битвы. Правда, после битвы (если остался жив) его следовало вернуть, чтобы было кому сажать рис и собирать урожай.

Несмотря на постоянную войну всех против всех, эпоха ознаменовалась небывалым прежде расцветом, так как удельные князья ради победы были готовы приветствовать всех, кто предложит путь к победе. Кстати, тогда же в Китае изобрели … тоталитаризм: одному из легистов, служившего при дворе одного из князей, пришла в голову мысль усилить государство. Правда, в полном объёме ему все идеи воплотить не удалось, но то, что ему удалось установить госконтроль над сквозняками — уже доставляет. Заодно он успешно раскулачил потомственную родовую аристократию, заменив на военных и чиновников. И уже подумывал об окончательном решении вопроса с купцами, и прочими барыгами, но решить вопрос не успел. Тогда же придумали и конфуцианство — в идее о Мандате Неба по понятным причинам разочаровались и требовалось придумать что-то эдакое. Тогда же придумали и даосизм — как идею Великого Абстрактного Истинного Пути, и over 9000 разнообразных идей и философских течений, многие из которых не дошли до нашего времени.

Тогда же китайцы нарядились в штаны. Если ранее к штанам китайцы относились как греки и римляне, считая их признаком варварства, то после того как один из князей одев штаны, сел не в колесницу, а на коня, да ещё одержал epic win в битве — штаны стали невероятно популярны. Вплоть до того, что штаны без юбки стали в Китае нормальной женской одеждой, задолго до эмансипации XX века.

Алсо, изобрели химическое оружие, но противогаз придумать не смогли и потому газы, выдуваемые кузнечными мехами из алхимического котла, использовали против подкопов под крепостные стены. Тогда же появились первые образцы магазинного оружия — магазинного арбалета, не получившего тогда широкого распространения, но иногда находимого в могилах VIPов.

В IV в. до н.э. завершилось становление и письменная фиксация древнекитайских натурфилософских взглядов. Именно тогда китайский Анонимус запилил трактат "Си Цы Чжу-ань", из которого растут ноги у всей последующей китайской натурфилософии: единая материя (тай-цзы) порождает два начала (инь и янь), взаимодействие которых порождает пять элементов (у-син): воду, огонь, дерево, метал и землю, из которых и возникает всё многообразие материального мира (вань у), включая и человека. Пять стихий находятся в постоянном взаимодействии и гармонии, одна порождает другую (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - метал, метал - вода) и преодолении (вода превозмогает огонь, огонь - метал, метал - дерево, дерево - землю, земля - воду). Ну а человек является частью не столько этого мира, сколько триады Небо - Земля - Человек. Вообще говоря, всё это смахивает на индуистские представления о мироустройстве, просочившиеся в древний Китай в V в. до н.э., но упоротые китаефаги свято уверены в самобытности своей философии.

Ещё одно немаловажное событие - погружение народа в атсральные практики. Главным событием среди всех астралопитеков Китая стало создание И-цзина, "Книги перемен" - хотя, правильней говорить о том, что в этот период "Книга..." обрела каноничный вид. Книжка по сути синтетическая: она сочетает гадальную практику Чжоу и обряды Шан. Подробности гексаграмм И-цзин есть в педевикии, мы же отметим исходную особенность гексаграмм: непрерывные длинные линии изображались белым цветом (цвет Неба), прерывистые короткие - чёрным (цвет Земли). Комбинировать линии следовало вертикально по три, что придавало рисунку скрытый смысл. Так, три прямых линии символизировали Небо как есть, а три прерывистых - Землю. Комбинируя длинные и короткие линии, можно получить "промежуточные состояния": две "земли" снизу + "небо" сверху - получается "Гора". А "земля" снизу + 2 "воздуха" сверху - непогода, гроза; ну и так далее. Таким образом, набиралось 23 комбинаций - то есть, 8. Так вот эти 8 триграмм следовало комбинировать - это давало 64 варианта гексаграмм; конечно, что могут значить "Земля" и "Гора" - это уже далеко не очевидно, так что были придуманы новые, более загадочные словосочетания. Впрочем, особо продвинутые гадатели предпочитали трактовать не по схемам, а по наитию и в зависимости от обстоятельств. Так, простенькое сочетание "Земли" и "Неба" стало означать "Рассвет" или "Гармонию", а в особо запущенном случае начинались трактоваться все чёрточки по отдельности, сверху вниз. Поскольку данная гексаграмма является "3 прерывистых + 3 непрерывных", то особо одарённый астралопитек мог трактовать её так: w:Тай. А вот что стало с "Гора"+"Вода": w:Мэн. Каждая чёрточка стала, блядь, трактоваться на два абзаца, что создало ощущение Великого Тайного Смысла "Книги Перемен" и вывело её на уровень интеллектуальной элиты.

Попытки объединения страны и что из этого выросло (III—II в. до н. э.)

Фактически, этот подраздел описывает последние годы Эпохи Воюющих Царств, но он важен. Дело не в том, что на политической арене в этот период Чжоу сместили Цинь, Чу и Цы, а их им подпевали Чжао, Вэнь и Хань. Главное в эти годы — всеобщее охуевание от происходящего. Смотрите сами. Итак, страну просрали. Все дружно грызутся, ненавидят соседей и то и дело набигают. И именно от творящегося кругом трэша и угара в умах многих современников начинает проклёвываться идея — может, при едином правителе было не так уж и плохо? «Ах, какую страну просрали!» — девиз умников тех лет. Именно тогда зародились почти все известные китайские учения — конфуцианство, моизм, легизм, даосизм и прочие.

Именно в этот период начинают обноситься стенами. Именно в это время власть вана настолько дискредитировала себя, что правители стали использовать суффикс -гун, хотя ранее так обозначали только двух ближних помощников вана. Наконец, именно в этот период была создана чудесная система доносов Шан Яна, которой предвосхитила советскую: «знал, но не донёс — всё равно что совершил сам». Доносили все и на всех — отец мог быть уверен, что сын сдаст его при первой возможности. Впрочем, сам он сделал бы так же. Большие семьи были уничтожены, и основой общества стала малая, нуклеарная семья. На опустевшие после репрессий земли приглашались колонисты — на выгодных условиях — что подрывало взаимодоверие коренных жителей. Бюрократы, кстати, тоже были связаны круговой порукой и их тоже казнили чуть что. Даже наследник царствующего рода был наказан за попытку не выполнить требование законников (отрезали нос. Да не наследнику, его воспитателю). Казалось бы, при чём тут «Выбраковка»?..

Ядро конфуцианства сложилось и окончательно оформилось в северных царствах, даосизм — в юго-западных, легизм — в восточных. По факту, последние годы Воюющих Царств прошли под эгидой идеологических, а не территориально-захватнических войн. Именно поэтому кровищи было пролито море. В конце концов, илита северных царств, окончательно заебавшаяся войной, перестала противопоставлять себя всему миру и стала включать в свою философию конфуцианства идеи легистов, что оформилось в трактат «Чжоули» и фактически стало базой классического китайского мировоззрения.

Командно-распределительная структура государства оформилась и укрепилась окончательно, а вместе с ней окончательно оформился и «азиатский» тип государства (истоки — в Шан). Правда, система сыграла злую шутку — из-за квадратно-гнездового способа мышления чиновников, вбитого командно-распределительным аппаратом, Китай остался на том же уровне развития государства вплоть до прибытия европейцев. Граждан не было и быть не могло, привилегий и льгот — аналогично; а учитывая правило «слабый народ — сильное государство», не стоит удивляться стремлению каждого чиновника побыстрее дорваться до государственной кормушки. Ибо никаких гарантий в Китае человек не имел, а потому был заинтересован в ограничении прав нижестоящих.

Впрочем, главной особенностью тех лет стало массовое выпиливание армий и врагов — убивали десятками и сотнями тысяч, чего не было даже в период Весны и Осени. Наиболее преуспело в таких войнах царство Цинь, которое и стало главенствующим.

К тому же времени относят "Хуанди Нэй Цзин" или "Канон врачевания Жёлтого Предка" - древнейший из дошедших до наших дней трактатов по медицине древнего Китая. Любители Старины и Традиций уверяют, что автор сего трактата - аж сам Хуаннди, легендарный предок всего китайского народа (откуда и название), тем более что построена книга в традиционной же манере диалога Великого Учителя и его учеников. Красивую легенду портит то, что "Нэй Цзин" является многотомников из аж 18 книг, первые 9 из которых ("Су Вэнь") посвящены строению и жизнедеятельности организма, а последние 9 ("Лин Шу") описывают дрвний метод лечения чжэнь цзю aka иглоукалывание. Почти все они имеют различные стилистические приёмы и различную глубину разбора поднимаемых вопросов. На сегодня не остаётся сомнений, что "Нэй Цзин" - результат коллективного труда авторов различных эпох, обретший каноничный вид в III в. до н.э.. Для своего времени то был серьёзный труд: одних только видов игл для аккупунктуры насчитывалось 9 (девять!): игла с наконечником для поверхностного укалывания; закруглённая игла для массажа; тупая игла для простукивания и надавливания; острая трёхгранная для венозной пункции; саблеобразная для удаления гноя; острая круглая для быстрого введения; нитевидная; острая для прокалывания мышц; большая игла для суставов. Параллельно с собственно иглами использовалось тепловое воздействие (в китайском обозначаемое иероглифом "прижигание") - например, прогревание или сигареты, начинённые высушенными лекарственными травами. Наконец, использовалось и прижигание как таковое: контактное (горячий предмет прикладывался к телу), бесконтактное (сигарета держалась на расстоянии от тела, а между ними помещались травы), чрезыгольное (в тело вкалывалась игла, начинённая сушёными травами). Ну и, конечно, для профилактики использовалась гимнатика У син или - подражание пяти зверям (аисту, обезъяне, оленю, тигру и медведю).

Борьба Идеологий

С точки зрения европейца, разница между китайскими идеологиями несущественна: все они - крайне левые (личность ничтожна по сравнению с коллективом) и крайне этатистские (государство как способ мышления и как способ действия). Какая разница, с точки зрения европейца, под каким соусом человека считают от рождения заведомо виновным? Какая разница, с точки зрения европейца, под каким соусом государство собирается ограничивать права семей (домохозяйств) и отдельных людей - ради уважения к старшим, ради блага общества или ради начальства? Для китайцев же разница между описываемыми идеологиями огромна - невозможно перепутать конфуцианство, моизм и легизм.

Конфуций

Конфуций смотрит на тебя сердито и с брезгливостью, но в то же время с неуловимым китайским прищуром

Настоящее имя — Кун Цю, в уважительной форме обращения - Кун-Цзы ("Учитель Кун")или Кун-Фу-Цзы ("Уважаемый учитель Кун"). Эталонный торадиционалист и моралофаг в одном флаконе. Причём с уклоном в радикала, вот как-то так. «Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю её» — так охарактеризуют его работы потомки (Луньюй, если кому интересно). Конфуций не придумывал ничего нового — он взял чжоуско-лускую идеологию и доработал напильником, получив в итоге нечто по типу «соблюдай этические и церемониальные нормативы, ориентируйся на общепризнанную мудрость древних, и будет зашибись». Единственное новшество Конфуция — ведение уроков в форме диалога с учениками, само же учение — лишь попытка приспособить старые нормы и традиции к новому времени.

Время было такое, что в идее Небесного Мандата многие были разочарованы, стране требовалась новая идеология. И крайне, крайне вовремя Конфуций в своём учении обезличил, отодвинул Небо, хотя совсем выкинуть на мороз не решился! Теперь Небо стало просто абстрактной отмазкой для власть имущих («да я право имею, а вы все твари дрожащие!»), а на место дэ, которым могла обладать только знать, пришло абстрактное же дао — которое есть везде и нигде. До кучи Конфуций пересмотрел понятие «благородного мужа» — теперь таковым стали называть человека за личные заслуги, а не за рождение в семье аристократа. Чтобы было понятнее: цзюнь-цзы — это китайская подделка Воина Добра, паладина-защитника всего правильного. Как и положено LG-персонажу, идеал счастливого государства видится благородному мужу таким: старшие управляют, младшие подчиняются. Ура, товарищи!

ИЧСХ, когда ученик Конфуция по имени Цю стал чиновником и начал повышать налоги, Учитель быстро отрёкся от него. Вообще Кун-цзы был настолько моралофаг, что его самого ни разу не приглашали ни на один пост, не дали ни одной должности. Неудивительно — кто хочет иметь подчинённого, который постоянно будет пиздеть, что ты неправ? Да и из 22 учеников только 9 получили должности, что как бэ намекает…

Прежде чем окончить раздел, нужно отметить очень важную вещь: то, чему учил Конфуций при жизни, и то, что стало "конфуцианством", не имеет между собой почти ничего общего. Что, впрочем, характерно для других государственных идеологий: сравните оригинальные притчи Христа и современное христианство, например. Конфуций отрицал иррациональное и троллил мистику - а конфуцианство считает "Книгу перемен" основополагающим элементом жизни. Даже в конфуцианском Пятикнижии "У-Цзин" она стоит на первом месте! Вторым по обязательности к прочтению последователи Конфуция считают... сборник песен и религиозных призывов-заклинаний "Ши-цзин". Только на третье место они ставят "Ли-цзин" - книгу-утопию об идеальном обществе, описывающую то, как следовало бы жить людям с точки зрения Конфуция. То, что четвёртое место отведено "Ши-цзин" (книге истории) - пусть никого не смущает. Потому что истории эти - про события 2-3 тысячелетий до нашей эры, про всемирные потопы и прочее, прочее... Казалось бы, 5-я книга "Чунь-цю" является реальной летописью, но её объём немногим превышает 16 тысяч иероглифов.

В общем, учение об отрицании постоянного вмешательства высших сил и о том, что чего-то добиться можно только самому, выродилось в астральщину. Такие дела.

Мо-цзы

Первый коммунист, хотя и ученик Конфуция. Запилил своё учение, с догмами и ритуалами, но оказался не нужен государству и был успешно забыт. Ориентируясь на дхармические учения, он уверял, что все беды в мире — от эгоистического стремления к личному обогащению за счёт ближнего и взаимная ненависть. Призывал к самой натуральной аскезе, помощи всем ближним и отрицанию личного, опередив таким образом небезызвестного еврея. Был замечен в толстом троллинге богатых семей, погружённых в траур: «не лучше ли позаботиться о живых, предоставив мёртвым простую могилу?», после чего оказался непопулярен. Алсо, его теория договорного государства опередила Руссо на несколько веков.

Шан Ян

Основанная им в царстве Цинь IV-III в. до н.э. школа легизма - ещё одна версия фанатов системы и жёсткой руки Великого И Мудрого Правителя. В отличие от европейских «законников», фапали не на сами законы, а на Большое Начальство (откуда и название — фа-цзя). В идеальном обществе, по представлению фа-цзя, правитель опирался только на силу и никаким законом связан не был. Единственным требованием к чиновнику являлась способность беспрекословно подиняться приказу вышестоящего. Любой приказ должен быть исполнен! Любой ценой! Хотя фа-цзя сформировались на век позже конфуцианства и моизма и поначалу противопоставляли себя им, со временем идей от предшественников подчерпнули немало.

ВНЕЗАПНО, легистский идеал правителя похож на государя Макиавелли, смотрим рекомендации вану: «в апарате не должно быть ни слишком умных, ни слишком способных». Оглупление народа было прописано в программе фа-цзя отдельным пунктом, сам Шан Ян писал прямым текстом: «Сильный народ - слабое государство, слабый народ — сильное государство!» Родовая аристократия была уничтожена как класс в прямом физическом смысле, народ - обращён в натуральный скот. Война была объявлена единственным способом укрепления государства; остальные же занятия, отвлекающие народ от ведения войны или подготовки к ней (торговля, науки, искусство, музыка, развлечения) были объявлены "паразитами" и поставлены вне закона. Именно фа-цзя ввели практику принудительного разделения больших семей (где родители жили вместе с детьми) на малые. Именно фа-цзя ввели систему круговой поруки (баоцзячжиду), где за действия каждого человека отвечали его родственники и соседи, объединённые в "пятёрки" и "десятки". Именно фа-цзя оформили принцип недоносительства: "знал и не сказал - всё равно, что сделал сам", опередив на несколько веков известное государство с его принципами равенства и братства. Тотальный контроль в идеале должен был осуществляться даже за сквозняками - и это не прикол, такой рескрипт был реально издан.

Сам же Шан Ян кончил плохо: когда возвысивший его Сяо-гун скончался, на престол взошёл Хуэйвэнь-ван и припомнил Шану все жестокие наказания детства. Объявив своего наставника врагом народа, Хуэйвэнь-гун приказал казнить Шана.

Из равенства всех перед законом, следовало и то, что в грядущих веках Люй Бувэй (абсолютный простолюдин) не просто посмел, но и реально смог, сделав головокружительную карьеру, стать первым министром могущественнейшей Цинь! Что ввергло в шок моралофагов-конфуцианцев, усмотревших в этом нарушение морали «каждый сверчок знай свой шесток».

Лао-цзы

Лао-цзы как бы спрашивает: что, нихуя не поняли в моём учении?

Большинство специалистов давно сошлись на том, что Лао-цзы — легендарный персонаж. То есть, его выдумали потомки (возможно, на основе био реального мудреца), чтобы придать учению Дао весомость за счёт Великого и Мудрого Учителя (всё с большой буквы, да). Чуть менее, чем вся биография полулегендарна, и даже классический историк Сыма Цянь признаёт, что из легенд нефига не понятно: это один такой мудрец, или два-три разных человека.

Смех в том, что «Дяо-дэ цзы» написан в середине III в до н. э., что признаю́т все, а Лао считают едва ли не ровесником Конфуция. Но поскольку других претендентов на авторство нет, автором «Дяо-дэ цзы» считают Лао.

Археологами откопан ещё более ранний «Дао дэ цзин» из Годянь: более ранняя версия, ещё до того, как учение Конфуция стало новым стандартом. Это бамбуковые пластиночки на куда более древнем китайском языке, которые представляют собой пояснения к аформизмам, написанным на ещё более древнем китайском языке.

Дао — это вообще смесь метафизики, натурфилософии и откровенной мистики. Появилось на сто лет позже легизма, или на два века позже конфуцианства и моизма. По сути Дао копирует зороастрийский дуализм — инь и янь, а также пять элементов. А учитывая то, как дао и дэ интерпретировали современники, можно предположить, что эти конструкторы дошли до Китая через Индию. Учитывая, что дао и дэ использовались совсем в ином смысле двумя веками ранее, легко заметить, что даосизм просто использует расхожие названия для обозначения индоиранских и ведических идей. Все эти ци, цзин-цы ну очень похожи на комплекс дхарм, а трактовка дэ как проявление дао — на ведическое воплощение Абсолюта в виде брахмана. Ну а то, что даосский канон по своей структуре полностью копирует канон буддистский - вообще не секрет.

Как и конфуцианство, даосизмом со временем стал голимой попсой. Фокус сместился с идеологии на гадания и обряды изгнания злых духов, под местные представления о мироустройстве была придумана система богов, а Лао-цзы был объявлен верховным божеством.

Что интересно, современный «Дао-дэ цзын» трактат «Чжуан-цзы» является сборником жизненных баек, анекдотов и комбо-парадоксами — написанными, тем не менее, хорошим литературным языком. Именно этот трактат следовало бы считать основополагающим в китайском даосизме — но для Великой Книги он оказался слишком несерьёзен, лишённым Глубинного Смысла и Пафоса. Хотя там тоже изрядная путаница: видимо, сам Деревенский Мудрец написал только первые главы, а дальнейшие байки (с дословными цитатами из «Дао-дэ цзын») прибавлены учениками.

ИЧСХ, единственный более-менее источник, упоминающий Лао-цзы — это именно «Чжуан-цзы», где сочно расписаны байки про срачи Кун и Лао. Впрочем, особо упоротым даосистам это не мешает считать данный трактат сборником малозначащих баек.