Участник:Cauda Draconis/Гностицизм

Материал из Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сам он в те годы держался проальбигойских взглядов — бог христиан был для него воплощением принципа власти и началом зла, а принцип света воплощала в себе сущность по имени Люцифер. Вот здесь у нас и случились первые разногласия. Я полагал так: коли уж я отверг старую веру, так мне теперь прямая дорога в Ад. По словам же Крейзи выходило, что теперь меня примет подлинный свет. Это вызвало у меня оттенки неудовольствия — к чему всё это? А как же Ад?
Верховное божество в гностицизме, с ногами из змей и головой петуха. После гностической революции займет должность смотрящего, а Яхве отправится на освободившееся место под шконкой

Гностицизм — прадедушка любого религиозного анархизма, тайное учение о борьбе с Кровавым Режимом Господа Бога. Родилось практически одновременно с христианством, было внесено Отцами Церкви в Федеральный Реестр Экстремистских Ересей, преследовалось по статье 280 УК (призывы к свержению Демиурга) и было, в конце концов, как религиозное движение уничтожено. Тем не менее, оказалось чрезвычайно живучим как идея, бесчисленное число раз возрождалось в основе самых различных сект, удостоилось персонального Крестового Похода, косвенно проявляло себя в средневековой литературе в виде богоборческой романтики и наконец, дождавшись 20 века с его свободой религиозных убеждений — породило сотни протестных культов, от сатанизма до люциферианства.

Дает возможность каждому школьнику почувствовать себя борцом с системой без необходимости кидать коктейль Молотова в автозак или клянчить у мамки денег на донат в ФБК.

Рождение движухи

К началу нашей эры в Римской Империи сложилась ситуация, чем-то похожая на современный Нью Эйдж. Уже второй раз цивилизованный мир был завоеван и объединен внутри одной страны (в первый раз при Александре Македонском), а религиозные течения разносились со скоростью коронавируса. В результате римские обыватели, охуевшие от свалившихся на них объемов религиозной жизни, пассивно колебались между атеизмом и похуизмом, а активное, склонное к мистическим переживаниям меньшинство, пыталось найти хоть какую-то изюминку в тоннах говна похожих друг на друга, как капли воды, богов и пантеонов. Из того, что впоследствии стало основой для гностицизма, нас интересуют две составляющие:

1) Греческий герметизм, который, следуя за поехавшим нердом Платоном описывал Творение и Бога как абстрактные категории. Герметики верили в Единого Бога, но он скорее напоминал философскую концепцию, нежели реальное существо из мифологии, и весь процесс Творения описывался через малопонятные термины, которые порождали друг друга в процессе оформления материального мира.

2) Иудейский монотеизм, который также описывал Единого Бога, но не как абстракцию, а вполне конкретную религиозную историю, с чудесами, пророками, кровью, говнищем и выпиливанием целых народов в процессе религиозного геноцида. Надо сказать, что вследствии ассимиляции наследниками Сани Македонского, образованные евреи довольно сильно зауважали греков, и в попытке доказать, что и сами не лыком шиты, а имеют свою историю и культуру — перевели Танах (то есть ветхий завет) на греческий. Мы знаем этот перевод как Септуагинту, и он стал одной из причин, по которой локальный иудейский фольклор стал известен на территории всего греческого (а затем и римского) мира.

Итак, имея в своем распоряжении две прямо противоположные версии Творения, любой образованный человек тут же впадал в когнитивный диссонанс. С одной стороны, ему хотелось верить, что высшие силы хотя бы не глупее его, с другой — понимал, что реальный мир, с войнами, эпидемиями и произволом властей гораздо больше напоминает сеттинг Ветхого Завета, чем идеальный платоновский манямирок. Приходилось признать: идеального Творения не получилось. Что-то пошло не так.

Космогония гностиков

Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича — изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, — но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж.
Иалдабаоф смотрит на тебя, как на говно

Выражаясь научным языком, религиозная философия столкнулась с проблемой «теодиции» (оправдания Бога) — а именно, задала логичный вопрос: «Если Бог такой хороший, то почему мир — такое говно?». Ответ вошел в копилку политической мысли еще на пару тысяч лет, и вкратце сводился к тому, что «царь хороший, бояре — плохие».

Плохих бояр обозвали «архонтами». Сразу же был составлен список архонтов (на случай будущих люстраций), а во главе списка стоял некто Иалдабаоф. Вообще-то, имелся в виду Яхве, но судя по всему древние борцы с режимом пытались так зафорсить какой-то обидный для него мемчик. Самая распространенная версия гласит, что в переводе с арамейского это значило «сын Хаоса».

Чтобы два раза не вставать, сразу составили и список добрых бояр. Их назвали «эонами» и вместе с верховным Богом поместили куда-то далеко за пределы материального мира, где вальсы Шуберта и хруст французской булки. Вся эта Страна Эльфов (в лице Бога и Эонов) называлась Плеромой и символизировала идеальное Творение, до того как Иалдабаоф проебал весь материальный мир армейским способом. Считалась, кстати, что сделал он это не по злому умыслу, а просто в силу природной тупости, помноженной на высокомерие и гордыню. От этого происходило еще одно его имя — «Саклас», глупец.

Политрук лжет! В книге все было по-другому!

Знающие люди обвинят нас в неточности, и будут кое в чем правы. Дело в том, что никаких «нормальных» гностиков никогда не существовало — это собирательный термин для огромного количества учений, которые часто проповедовали абсолютно противоположные вещи. У них не было единой космогонии, эоны и архонты могли, в зависимости от секты, играть разные роли (например, Абраксас бывал как главным Архонтом, так и главным Эоном). Более того, ранние гностики даже не слишком отличались от ранних христиан. Многие из них верили в Иисуса Христа и считали его посланником Плеромы, призванном вывести человечество из под власти Иалдабаофа, так-то!

Суть™ гностицизма

В чем же тогда отличие гностиков от тех же христиан? Вроде бы, все очень похоже — есть Бог и добрые ангелы (эоны), есть Сатана-Иалдабаоф и злые ангелы (архонты) и есть Иисус Христос, который пришел, чтобы торжественно избавить нас из под власти Иалдабаофа. Неужели разница только в названиях? Может быть, гностицизм ничем не отличается от таких же раннехристианских ересей, которые всерьез воевали из-за догматических нюансов, вроде старшинства лиц в Троице или особенностей человеческой природы Иисуса Христа?

Тут мы и подходим к той самой вишенке на торте, которая делает гностицизм столь привлекательным для 15летних мамкихных анархистов. Если в христианстве и иудаизме сразу известно, что Бог добр и всесилен, что в конце он обязательно победит; если в зороастризме Ахура-Мазда и Ахриман хотя бы равны по силе и борются за влияние на души людей, то гностицизм — это религия бунта и безысходности. Мир это Тюрьма. Ее творец — Иалдабаоф, и он всесилен, хотя и глуп. Его нельзя победить, отсюда можно только сбежать. Сапог, топчущий лицо человека — это навечно.

Хуже того, даже среди людей гностик всегда одинок. Люди делятся на «гиликов» и «пневматиков», и только последние способны услышать зов, идущий из-за пределов материального космоса, в то время как большинство населения все устраивает. То есть, вдобавок к революционной романтике, гностицизм играет еще и на чувствах избранности и гордыни. Гностик как бы всем своим видом говорит человечеству: «вы все дураки и не лечитесь, одна я в белом пальто стою красивая!».