Участник:Левый чел/Массовая культура

Материал из Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску
Если масскульт — а все, что рецензируется в СМИ, и есть масскульт — вызывает у тебя «сопереживание», это значит, что твоими мозгами играют в футбол те самые черти, которые несколько секунд назад впаривали тебе айфак-десять или положительный образ Ебанка.

Виктор Пелевин. IPhuck 10

Да, это она

Массовая культура (также эгалитарная культура) — то, чем засирают мозг сортам быдла, начиная от обыкновенных жлобов и обычного офисного планктона, чтобы оно чувствовало себя причастным к Культуре™. ИЧСХ в отношениях с масскультом часто пасует даже современное продвинутое искусствоведение, упираясь в таинственную и плохо рационализируемую формулу «секрет успеха». По идее, на помощь искусствоведению в этих щепетильных вопросах должны приходить социология и психология, но и тут полного понимания предмета не происходит. Произведение масскульта, адекватное своему назначению, воздействует фронтально и заставляет человека подчиняться своему эстетическому натиску не раздумывая, будь то экранный хит или эстрадный шлягер. Оно не столько привлекает, сколько увлекает, что как раз и создаёт соблазн манипуляции аудиторией. Что-то в самих людях, даже если закрыться в башне из слоновой кости, властно требует приобщения к массовой культуре. Можно конечно все списать на злого дядю, который распространяет масскульт, чтобы сделать всем плохо, например на Дядю Сэма, как это делали советские идеологи, но вот только этот тупиковый путь осмысления массовой культуры, только как наркотика, пройден уже не раз. Важнее понять, почему люди так отзывчивы на масскульт в его базовых элементах. Вот здесь и кроется основная загадка того, почему какой-нибудь хит «Ласкового мая» способен затронуть те струны человеческого подсознания, на которые гораздо более сложная или элитарная музыка абсолютно не действует, почему Минаев или Багиров читаются легко и непринуждённо даже блондинками и ТП, а например Григория Климова или того же Лимонова ещё надо суметь осилить, почему «Антарктическая история» собирала полные залы, а «Додескаден» провалился в прокате и едва не привёл к самоубийству режиссера.

Основы, или при чём тут ZOG?

Реки текут и звёзды блестят, Люди идут вперёд-назад, Время диктует другие законы, Люди расходятся в разные стороны. С белыми глазами, В пиджаках или цветных кроссовках, Уверенные в существовании настолько, Что строят планы не только на завтра, Нет, дальше, гораздо дальше...

ПТВП, «Евростандарт»

ZOG в действии

95% населения этой страны, говоря о массовой культуре, абсолютно не склонны искать причину в себе. Готовые варианты ответов на эту тему уже давным-давно заготовлены советской пропагандой, поэтому начиная с конца девяностых разговоры о роли ZOG в распространении масскульта и Плане Даллеса снова стали мэйнстримом. Фундаментальная ошибка атрибуции. Серьезно разбираться в проблеме никто не пытался, так как при тщательном и скрупулёзном разборе существовал нехилый риск — выйти на самих себя, то есть на тот же самый советский масскульт, который на самом деле не то чтобы очень отличался от глобального и по смыслу и по методам внедрения в массы. Достаточно сказать, что пережитки советской массовой культуры та же Прибалтика или Брайтон Бич не способны переварить до сих пор, хотя прошло уже 30 лет. Все там прекрасно помнят или знают от родителей или старших товарищей и Хрюшу со Степашкой, и Штирлица с Крокодилом Геной, и «Иронию судьбы», и многие другие неотъемлемые составляющие советского масскульта.

Все это, естественно, не отметает роль глобальных корпораций в распространении массовой культуры, но и искать корни ZOG или масонский заговор во взломе национального культурного кода путем запоминания ребёнком названий сортов бургеров — слишком упрощенный взгляд на вещи. Все намного сложнее. В умелых руках массовая культура действительно превращается в хороший, годный инструмент манипуляции обществом. Да вот только неумелое или неуместное использование этого инструмента способно привести к абсолютно обратному эффекту в ноосфере. Вот именно по такому канату манипуляторам и приходится проходить раз за разом. И нельзя сказать, что это движение только в одном направлении. Группа ТаТу или Gangnam Style PSY вполне себе пропутешествовали в обратном направлении из «дикой» национальной культуры в мозг глобального поедателя бургеров, так что и такой маршрут тоже возможен, и вряд ли кому-то даже в Голливуде придёт в голову искать в этом явлении корни условной антиZOG.

Даже теоретически, чтобы понять, что ты не такой как все, человеческому индивидууму нужно оттолкнуться именно от массового восприятия массовой культуры, а значит и интерес к массовой культуре все-таки первичен и превалирует. Излишним будет говорить, что 95% населения навсегда остаются именно на этой стадии, и не пытаются понять нечто более высокое и элитарное, не говоря уже о сложном. Очень модные ныне рассуждения о том, что массовое обыдление населения происходит против его (населения) воли, на практике разбиваются о тот факт, что проверить на практике степень неучастия масс в этом процессе не представляется возможным. То есть ответ очевиден, а уже потом ZOG.

Принципиальные понятия

  1. Глобализация — если в прошлом для культурного обмена нужно было долго и нудно плыть в другую страну на корабле и ради поиска сокращалок открывали целые континенты, то теперь для культурного обмена достаточно написать в википедии «кинематограф страны X» или найти в телефонном справочнике телефон китайского ресторана. С другой стороны, это означает, что национальная культура постепенно замещается более трендовыми и хайповыми аналогами из других стран, тем самым приводя их к общему знаменателю мировой массовой культуры.
  2. Американизация — по вполне понятным причинам, которые не будем вам здесь в очередной раз объяснять, американская культура является самой популярной культурой на планете. Вплоть до того, что многие изначально неамериканские поп-культурные тренды стали такими непосредственно через хайп и распространение в США, в то время как более далёким от США или запада в целом странам всё это было мало известно. Например, в Россию аниме пришло непосредственно через лицензии меметичного американского бренда 4Kids, прославившегося американизацией всех имён и названий, из-за чего многие думали, что события Shaman King или Sailor Moon происходят где-то в США. В результате всего этого, чем больше та или иная страна подвержена глобализации, тем больше её массовая культура так или иначе американизирована.
  3. Индустрия культуры — метафорический термин, объединяющий в себе все современные тенденции коммерциализации культуры, переакцентуации на китч и последующего её превращения в ремесло для удовлетворения потребностей. Подразумевается, что в современном обществе искусство — больше не средство для культурного, интеллектуального развития или выражения себя, а индустрия, которая производит контент в ответ на примитивные запросы. Например, изначально эстетическая эротика превратилась в порнографию, чья единственная цель — произвести фап-контент на подрочить. Массовая культура не ставит своей целью какое-либо развитие человека, её предназначение — развлекать.
  4. Потреблядство — в особо запущенном случае уже не так важно, что за культурный контент ты потребляешь, главное — что ты его потребляешь и чтобы другие видели в онлайне, как ты это делаешь. То есть, идёт фетишизация самого потребления как такового. До такой степени, что в наше время спрос уже не всегда непосредственно рождает предложение, наоборот, многие продавцы сами пытаются стимулировать спрос на предложенные ими товары. Достаточно вспомнить как в XX-м веке табачные компании устроили массовый форс женского курения как феминистического протеста, чтобы сделать курение статусным среди почти не курящих в то время женщин. Соответственно, в эпоху массовой культуры многие элементы культуры и связанные с ними торговые знаки превратились в так называемые «бренды», чьё показное потребление помогает людям строить нужные им восприятие и репутацию.

Жанры

Сегодня каждый жанр искусства стал массовым: от музыки до фильмов с телешоу. И везде есть свои стопицот раз обкатанные шаблоны.

Музыка

В музыке массовая культура проявляется наиболее ярко. Если для MTV по-прежнему актуален лозунг «какие наркотики, такая и музыка», вспоминаем путешествие по маршруту — трава, героин, амфетамин — метал, гранж, хардкор, — то для массовой культуры на первом месте стоит скорее вопрос внутреннего наполнения контента с изначально примитивной формой. Собственная музыкальная часть легко детектится по примитивному «тыц-тыц-тыц», «вуи-вуи-вуи» или «тук-тук-тук», что делает её легкоузнаваемой. Более гламурный вариант — переход из параллельного минора в параллельный мажор. Ну и один-два лупа, звучащие подряд без существенных изменений. Контент же уровня «Пам-пам-парам, капает дождик» умело разбавляется названиями марок автомобилей, курортов и прочими маркетинговыми вещами, что роднит музыку масс-культа с произведениями Минаева. Рок-попса или рокопопс, а также R&B также стали частью массовой культуры, вызывая баттхерт у поклонников труЪ рока и труЪ рэпа соотвественно.

Кино и телевидение

Здесь на первый план выходят пресловутые рейтинги, при том, что никто не может нарисовать формулу расчета этих рейтингов, и кассовые сборы в кинотеатрах. Что из этого лютого коктейля получается, говорить не надо — любит наш народ всякое говно, и не наш тоже. Наидебильнейший перевод названий фильмов, бесконечные сиквелы и ремейки старых фильмов, килотонны низкосортных мыльных соплей, продакт плейсмент, ну и современные телешоу, особенно ток-шоу, больше напоминающие ор-шоу — все это пипл хавает, встретимся у кассы. Надо ли говорить, что наполнить этот контент можно чем-угодно, начиная от образа Путина из фильма Духлесс и заканчивая уёбищностью оппозиции в Обитаемом острове. Также в мэйнстриме дрочево на старые советские победы с одновременным втаптыванием в говно самого совка и всех совков — Харламов, Стрельцов, Яшин, Движение вверх — тысячи их. Отдельный разговор — фестивальный масскульт, когда невыносимо отвратительный фильм из какого-нибудь Ирана внезапно выигрывает призы всех возможных и невозможных фестивалей и даже попадает в прокат ради создания ширмы для очередной ядерной сделки больших политиков.

Литература

То, что литература — профит, осознали не сразу, но все-таки осознали. В итоге это привело к тому, что литературой сейчас на полном серьёзе называется самая разная макулатура, которая маскируется под детективы и любоффные романы, всякие издания про психолохию и самосовершенствование. И это топ продаж. Произведения литературного масскульта на удивление легко читаются и не требуют дополнительной интеллектуальной подготовки. Дешевое бульварное говнище в виде произведений Минаева, Багирова, Яхиной и тому подобных авторов внезапно стало мэйнстримом. Добавим к этому тот факт, что сейчас в парадигме отношений автора и издательства важную роль теперь играет редактор, действующий сообразно своим интеллектуальным способностям, так что от низкосортной редактуры в итоге достаётся даже мэтрам уровня Пелевина и Лимонова, не говоря уже о менее известных годных писателях.

Игры

Амбиции видеоигр, как «нового искусства», были быстренько перенаправлены, опять же, в русло добычи профита. Хотя инди-разработчики и делают игры не ради бабла, искусство получается не часто, ведь чаще всего акцент идёт на геймплей, а графика, музыка, сюжет и глубочайший лор идут бонусом. Индустрия потонула в сиквелах, появились MMORPG, казуальность стала священной коровой, а YOBA — стандартом. В стареньком «Морровинде» была «ДУША» и даже умные мысли, а узрев стыд, именуемый «Обливионом», а потом и «Крузис», анон пророчески изрек: «Это игры, которые мы заслужили».

Массовое сознание

Мода смешна в начале и смешна в конце

Поговорка

Впервые этот термин появился в научной литературе ещё в 20-х годах прошлого века. В наши дни массовое сознание — это сознание больших масс людей, а также особая форма обыденного сознания, которая формируется под влиянием определенных средств, в основном СМИ и пропаганды. Манипулятор для управления толпой использует её социальные, религиозные, культурные, этнические и гендерные предпочтения и убеждения, служащие основой общей самоидентификации группы. Необходимым условием манипуляции служит присутствие образа врага, организующего толпу как целое. Формирование управляемой толпы посредством серии манипуляций становится ключевым инструментом процесса легитимизации и делегитимизации властных институтов в современном мире. Как правило, манипуляция основана на подмене истинных причин событий мнимыми, дезориентирующий объект в нужном для манипулятора направлении.

Совершенно особое явление подобного рода — массовая мода, которая способна за предельно короткое время захватывать массы людей. Интимные прически или бикини-дизайн, вполне себе существовавшие у женщин некоторых народов веками, вошли в европейскую массовую культуру только после сексуальной революции 60-х годов, а до этой страны докатились только в XXI веке, в российском кино бритый женский лобок вообще впервые появился лишь в 2019 году в фильме «Текст». Сейчас бикини-дизайн — вполне себе бизнес даже в этой стране со всеми атрибутами бизнеса вроде обучения, трудоустройства, объявлений на интернет-сервисах и так далее. 95% людей, следящих за зоной бикини, не могут внятно ответить на вопрос, когда и зачем они впервые решили сделать интимную стрижку. Просто было не модно, а стало модно. И стереотипы уровня «что я, шлюха, что ли» у женщин или «мужики в бане не поймут» у мужчин меньше чем за десятилетие отошли на надцатый план.

Стереотипы

Стереотипы в восприятии людей существовали всегда. Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих людях. Следуя стереотипу, люди упрощают картину мира, делают её более понятной. Проблемы возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными. Во многих случаях они вредят взаимопониманию, а следование им приводит к печальным последствиям.

Стереотипы являются составной частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе возраста, пола, расы, религии, профессии и национальности. В большинстве случаев стереотипы носят нейтральный характер, однако при их переносе от конкретного человека на группу людей, они часто приобретают негативный оттенок. Именно на стереотипах основаны такие явления как расизм, сексизм, исламофобия и так далее.

С познавательной точки зрения, стереотип представляет собой обоюдоострое оружие — он даёт информацию в легкой форме. Однако эта информация весьма далека от реальности и способна дезориентировать человека. Стереотипы всегда проще, чем реальность. Люди получают стереотипы от знакомых, от СМИ, из масскульта, а не формируют их сами на основе личного опыта. Все стереотипы ложны, в большей или меньшей степени. Они всегда приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе. Стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.

На основе стереотипов строятся традиционные приемы во многих жанрах массовой культуры. Сам жанр здесь выступает как стереотип, который редко подвергается существенным изменениям. Для стереотипной эстетики массовой культуры характерен приём так называемого счастливого конца — хэппи энд. Если учесть, что задача массовой культуры заключается в том, чтобы отвлекать, успокаивать и обнадеживать, то становится понятным, почему хэппи энд — обязательный элемент продукции голливудского типа. Впрочем, этот приём характерен не только для кинематографа, но и для массовой литературы — эстетические принципы здесь общие.

Примечания